В 1842 году, будучи уже в звании адмирала, Иван Федорович ушел в отставку и уехал к себе в имение. Но трудиться не прекращал, и в 1845 году вместе с другими крупными исследователями - Ф. П. Врангелем, Ф. П. Литке и К. М. Бэром - принял участие в создании Русского географического общества, ставшего впоследствии крупнейшим центром географической науки в России.
Именем Крузенштерна названо двенадцать географических пунктов, в их числе атолл в архипелаге Маршалловых островов в Тихом океане, мыс на острове Парамушир в Охотском море, гора в Антарктиде... А в Петербурге в 1873 году ему был поставлен памятник (скульптор Иван Николаевич Шредер, архитектор Ипполит Монигетти Монигетти). «Первому русскому плавателю вокруг света Ивану Федоровичу Крузенштерну от почитателей его заслуг», - гласит надпись на пъедестале. Монумент устанавливался на частные средства, но небольшое пособие удалось получить и от государства.
За свои заслуги Иван Федорович Крузенштерн был награжден Орденом Святого Георгия четвертой степени, Орденом Александра Невского с бриллиантами и французским орденом «За заслуги в науке и искусстве». Его именем названы пролив и риф, а в 1993 году Банком России выпущена серия памятных монет «Первое русское кругосветное путешествие».
Иван Федорович Крузенштерн умер 12 августа 1846 года в своем поместье в Эстонии и похоронен в одном из соборов Ревеля (Таллинн).
И вряд ли он мечтал, что его имя ровно через сто лет получит вторую жизнь, которая будет овеяна романтикой и легендами так же, как и первая. Но это произошло.
Барк «Крузенштерн» был построен на верфях Германии в 1926 году, и спущен на воду под названием «Падуя». Он принадлежал к знаменитой серии парусных судов, которые имели общее название «Летучий П-Лайнер», имена всех судов этой серии начинались с «П»: «Паньяни», «Печили», «Памир», «Пассат», «Померания», «Пекин», «Потози», «Пруссия». Все эти корабли носили голубой вымпел с инициалами фирмы FL, что дало повод морякам прозвать их «Flying Liner» («Летучий Лайнер»). Корабли использовались на линии Европа - Чили.
Первоначально, как «Падуя», судно предназначалось для грузовых перевозок, но еще и как учебное. Оно перевозило строительные материалы в Южную Америку и обратными рейсами селитру и фосфаты из Чили, а также зерно из Австралии.
«Падуя» относится к так называемым «винджаммерам». Название происходит от английского «to jam the wind», что в переводе означает «выжимать ветер», в том смысле, что парусники этой серии были самыми быстроходными. В настоящий момент из всей серии единственным остаётся в строю именно «Падуя», получивший после Второй мировой войны другое название.
В 1946 году судно перешло по репарациям в собственность СССР, и было переименовано в честь известного русского мореплавателя и адмирала к столетию со дня его смерти. За свою историю парусник «Крузенштерн» совершил три кругосветных плавания, неоднократно бывал в трансатлантических путешествиях, является участником и победителем многих крупных морских и океанских парусных регат. Знаменитый барк, который по праву величают легендой мирового парусного флота, совершил заходы в девять портов Польши, Германии, Испании, Канады, Бельгии, Литвы, став желанным гостем для жителей этих стран, участником проходивших там морских фестивалей и праздников, а также местом проведения международных встреч.
Известно, что барк «Крузенштерн» в этом году собирается принять участие в нескольких международных регатах, в том числе в средиземноморской - от испанской Барселоны до французской Тулоны, а также в регате, которая пройдет на Черном море.
Осталось сказать еще об одном: «Аэробус А230» с номером VP-BKC авиакомпании «Аэрофлот» носит имя Ивана Крузенштерна. Знаменитый мореход бороздит теперь и просторы воздушного океана.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.