Ей девятнадцать лет, и она сыграла в трех фильмах. Все три популярны, но по разным причинам. О первых двух ей говорить не хочется. Разве «Алые паруса» и «Человек-амфибия» можно считать актерским провалом? Нет, дело не в этом. Об этих фильмах говорили и писали : много, должно быть, слишком много. Оба они принадлежат к так называемой категории «развлекательных» фильмов, где романтическая любовь, тропические закаты, необыкновенные ситуации, что ни говори, всегда волнуют воображение. Миссия актера в подобных фильмах вполне определенна и не так уж сложна: на протяжении действия нужно «сыграть одно-два чувства», блеснуть легкостью и артистизмом, уметь показаться в наиболее эффектных ракурсах. И добиться успеха в таких фильмах тоже не слишком . сложно: половину сделают внешнее обаяние и природные данные, другую половину обеспечат режиссер и оператор. Так считает Настя Вертинская. Ее словам можно верить, потому что она имела случай убедиться в этом на своем собственном опыте.
Есть другие фильмы, и миссия актера в них определяется другими категориями. Все, что в первом случае делает погоду, здесь становится подсобным. Примеры двух таких категорий фильмов: с одной стороны, «Алые паруса» и «Человек-амфибия», с другой – «Гамлет». Вот почему Настя Вертинская считает, что, если говорить серьезно, начинать ее актерскую биографию следует с роли Офелии.
Нет, она никогда не мечтала сыграть шекспировскую героиню, просто не думала об этом. Приглашение на роль Офелии было полной неожиданностью. Не было даже чувства радости, когда она узнала об этом. Была растерянность оттого, что ей предстоит играть вместе с Толубеевым, Смоктуновским, Радзинь.
Что она может добавить о своей работе, помимо того, что уже писала пресса? Пожалуй, ничего, кроме того, что сниматься вместе со Смоктуновским – это не только большая честь для нее, но я прекрасная школа мастерства. Все знают, что И. Смоктуновский – актер из актеров, но только тем, кто работал с ним, известно, кроме того, что он партнер из партнеров. Во время съемок он постоянно импровизирует и тем самым создает обстановку, когда не замечаешь ни камеры, ни костюма, ни «хлопушек». Он дает возможность партнеру жить перед объективом, а не произносить заученный текст и повторять отрепетированные движения. («Я вас прошу, напишите то, что я говорю о Смоктуновском, потому что если мне что-то удалось в Офелии, в этом, несомненно, и заслуга Смоктуновского».)
Ролью Офелии Вертинская сделала первый шаг по пути в большое искусство. Она предпочитает идти именно по этому пути и теперь уже готовится сделать второй шаг в этом направлении: сейчас она снимается в роли Лизы в фильме «Война и мир». По объему, вернее, по времени показа, «маленькая княгиня» занимает в сценарии небольшое место, но работа здесь предстоит огромная. Первая трудность в том, что облик княгини Болконской не соответствует внешним данным актрисы, но режиссер и сама актриса уверены, что главное не в этом. Главное не внешность, а образ – такой же объемный и предельно живой, как у Толстого. Где-где, а у Толстого надо сыграть те самые «двадцать чувств в одно мгновение», чего не было ни в Ассоль, ни в Гуттиэре. Если сравнивать с Офелией, у которой основной линией поведения была пассивность, в «маленькой княгине», напротив, основная линия поведения – действенность. И все это надо показать в коротких эпизодах фильма. Удастся ли это – покажет время.
Итак, в девятнадцать лет четвертая роль в кино. А между тем Настя Вертинская готовится к работе в театре. Сейчас она перешла на второй курс Театрального училища имени Щепкина. Вахтанговская школа ей нравится больше других: она сочетает в себе психологическую глубину и яркую театральность, а Настя Вертинская уверена, что это как раз то, что необходимо современной актрисе, независимо от того, работает ли она в кино или в театре. И еще она убеждена, что если актриса выбрала путь, который ведет в большое искусство, то всю жизнь на этом пути ей будет сопутствовать тяжелая актерская работа. Кто думает иначе, тот ошибается.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.