Редакционная почта приносит все новые и новые отклики на статью В. Третьякова «Случайный балл», опубликованную во втором номере «Смены». Эти письма убедительно свидетельствуют о том, что подготовка педагогических кадров для нашей школы – проблема, которая волнует многих. Необходимо поднять уровень теоретической и особенно практической подготовки будущих педагогов в институтах – таково мнение авторов многочисленных писем.
Сегодня мы публикуем статью ленинградского педагога Н. Г. Долининой, которая делится своими мыслями о том, какое влияние на начинающего учителя оказывает сама школа, педагогический коллектив, в котором начинает работать вчерашний студент.
Передо вшой номер «Ленинца» – газеты Московского государственного педагогического института имени В. И. Ленина – от 30 марта 1964 года. Необычный номер: он адресован тем, кто «выбирает сегодня свой жизненный путь», он призывает сегодняшних школьников идти в педагогический институт, агитирует за педагогическую профессию. Я прочитала газету, что называется, «от доски до доски», и мне очень захотелось поучиться в этом институте. Правда! Так живо, так увлекательно описаны в газете кружки, студии, диспуты, так влюбленно рассказано о преподавателях института, такая полная, богатая, радостная студенческая жизнь глянула на меня с газетных страниц – даже завидно стало!
Завидно и... тревожно. Тревожно за тех милых, славных, любящих свою будущую профессию юношей и девушек, которые через несколько лет войдут в классы не практикантами, а хозяевами этих классов. УЧИТЕЛЯМИ. Хочу сразу же оговориться, что здесь речь не о случайных людях, попадающих в педвузы, а о тех, кто хочет, кто любит, кто стремится работать в школе.
Итак, отчего же мне стало тревожно? Вот небольшая заметка студентки третьего курса М. Мальской «Поиски математиков». Она во многом объясняет эту тревогу, поэтому придется привести довольно длинные цитаты из нее:
«До недавнего времени 657-я московская школа ничем не отличалась от других школ-одиннадцатилеток с политехническим уклоном. Ребята посещали уроки литературы, математики, истории. Все шло своим чередом. Но вот в школу на практику пришли студенты IV курса математического факультета МГПИ имени В. И. Ленина. Жизнь школы изменилась. Обычные уроки математики стали для ребят самыми интересными и лучшими. Объяснение нового материала сопровождалось прекрасными пособиями, подготовленными студентами. Контрольные работы заменялись математическими диктантами, на уроке ребята работали с перфокартами. Такие новые методы студенты используют в педагогической практике».
«Преподавательскую работу практиканты сочетали с внеклассной. Организация КВН (клуба веселых и находчивых) и КВМ (клуба веселых математиков) была настоящим подарком ребятам от студентов. Работа этих клубов, своеобразные викторины по различным вопросам, проводимые в несколько туров, конкурсы математиков, журналистов, спортсменов, географов настолько увлекли ребят, что они всецело были заняты выпуском газет, составлением головоломок, математических задач. Месяц практики стал самым знаменательным моментом в жизни студентов, а дни, проведенные в школе, самыми счастливыми».
– Ну и что же? – скажете вы. – Очень хорошо, что студенты внесли живую струю в жизнь школы. Что же вас не устраивает, что пугает?
Я не знаю 657-й московской школы, не знаю ее учителей. Может, и правда там царствует такой застой, что появление студентов – молодых, страстных, влюбленных в свою профессию, – стало праздником. Может, и так, хотя не хочется этому верить. Но речь сейчас о другом.
НЕ ВЕРЮ, что так просто и легко «жизнь школы изменилась». Не верю, что математические диктанты, КВН и КВМ, викторины, конкурсы и стенгазеты ЗА МЕСЯЦ раскрыли и обогатили ребячьи сердца. Не верю потому, что знаю, как это трудно. Потому что знаю и другое: как быстро опускаются руки у того, кто предвкушает легкую победу, не предполагая трудностей!
В том же номере «Ленинца» напечатано письмо Виктора Опалихина – одного из выпускников института, организовавших молодежный интернат в поселке Горняк на Алтае. Об этом интернате много писали газеты (в том числе и «Ленинец») и не скрывали трудностей, вставших перед молодыми учителями. В том же номере рассказ о студенческом диспуте, на котором выпускники института, нынешние учителя, тоже не замалчивали всего сложного, что предстоит молодым преподавателям.
Значит, дело не в газете «Ленинец». Она-то правильно ориентирует студентов. А все равно М. Мальская уверена, что стоит месяц поработать новыми методами, и жизнь школы изменится! Кто убедил ее в этом?
Я никого не хочу обвинять бездоказательно. Может быть, М. Мальской и рассказывали на лекциях и семинарах по педагогике о том трудном и неожида ином, что встает на пути учителя. Может быть... Но если даже рассказывали, она не восприняла этих рассказов. Будущая профессия лежит перед ней гладкая, как зимняя дорога, – знай, кати на санках! И так видит свою будущую профессию, к сожалению, не одна М. Мальская.
Вот строки из писем молодых учителей: «Я все время себя спрашиваю: как быть, что делать? Дело в том, что в надпей школе очень много «трудных» детей. Дисциплина хорошая. Но как сделать, чтобы все без исключения учили уроки? Сначала я думала, что ребята не учат только мой предмет, но потом оказалось, что они так же относятся и к другим предметам. Чем это объяснять, не знаю. Правда, наша школа бедна наглядными пособиями...»
«Я пишу Вам, потому что оказалась в тупике. Помогите мне чем-нибудь, каким-нибудь советом... У Вас, наверное, все дети прекрасно разбираются в вопросах литературы. Как этого добиться?.. Вы меня извините, у Вас и других дел много, а тут еще какая-то неведомая учительница тормошит своими давно для Вас решенными вопросами!»
Не на все вопросы хочется отвечать. Бывают и такие, что написаны «просто так», от безделья. А вот на эти учительские письма надо отвечать немедленно, бросая все дела: они взывают, они вопиют. А что ответишь? Нет давно решенных вопросов – ни для вас, ни для меня, ни для кого другого. Все вопросы приходится решать по многу раз, и они трудны все время, и никогда не становятся легче. Нет, у меня не все дети прекрасно разбираются в вопросах литературы, такого не бывает: одному литература интересна, другому – нет, и с ним надо долго работать, и не всегда добьешься успеха... Не бывает, чтоб все дети без исключения учили уроки, – это на ша цель, но мы добиваемся ее не сразу, и она трудна... Пишу такое и думаю: ну почему, почему все эти простые истины до сих пор были скрыты от молодого учителя, кто придумал, что надо ограждать его от трудностей профессии, а потом бросить, как слепого щенка, в воду?
Большинство – я утверждаю это – большинство молодых учителей приходит в посолу с безусловной, твердой уверенностью, что стоит захотеть – и победа обеспечена. Дети, этакие ангелы с косичками и аккуратно подстриженными вихрами, немедленно заинтересуются предметом, кинутся проводить викторины и составлять головоломки, администрация школы осыплет путь молодого учителя благодарностями, а пристыженные коллеги переймут опыт и начнут новую жизнь...
Но проходит и месяц, и два – дети не превращаются в ангелов. Даже у самого талантливого и работящего учителя далеко не все получается на первых порах. А обычная, хорошая девушка, мечтающая, но еще не умеющая ни преподавать, ни воспитывать, делает одну ошибку за другой. Кто-то в классе принял ее, кто-то не слушает. Но один какой-нибудь Коля не хочет и не может слушать сам и не дает другим. Что делать с этим Колей? Он не предусмотрен в
упоительной картине, нарисованной студенческим воображением. Что делать с Петей и Катей : они не мешают, но и не слушают. Они заняты чем-то своим, далеким от урока, учителя, его мечтаний...
Потом оказывается, что учитель ничего не успевает. Еще нет навыка проверки тетрадей: они растут горой на подоконниках, столах, стульях. Проверить все нет никакой возможности! Как успеть подготовиться ко всем урокам? В студенческие годы, оказывается, одно какое-нибудь «мероприятие», вроде КВН, готовила целая группа, а тут надо одной, а сил нет, нет времени... Дни забиты до отказа: то педсовет, то совещание классных руководителей, то комитет комсомола, то летучка, то вечер, то родительское собрание... И администрация школы не спешит осыпать молодого учителя благодарностями: оказывается, он мало спрашивает на уроке – не накапливаются отметки. Оказывается, учителю надо не забывать вести записи в журнале, в срок подавать сводки успеваемости и воспитательские планы, проверять дневники, заполнять ведомости...
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.