МЕЖДУНАРОДНЫЙ Юношеский День бывает только однажды в году и, если мы к стыду своему остальные 364 дня мало помним о наших зарубежных товарищах, то раз в году мы должны отдать им все наше внимание.
Западные комсомолы незаметно, но серьезно, медленно, верно делают свое дело: как крот, подрывают они в тиши твердыни капитала. Первым их помощником в этой работе является комсомольская газета. Комсомольцы СССР знают о закордонных наших газетах меньше, чем о луне. О луне, во всяком случае, в библиотеках много книжек, а о комсомольских газетах ни одной.
А послушать о них стоит.
На Западе и Востоке, кроме СССР, есть 33 комсомольских газеты с тиражом больше 160.000 экземпляров. Это немного: немногим больше тиража одной нашей «Комсомольской Правды» и гораздо меньше, чем тираж органов Католического Интернационала Молодежи, у которого одних газет и журналов около трехсот.
Но не надо забывать, что там власть еще не в руках трудящихся и субсидий от американского дядюшки наши газеты не имеют - издаются на свои трудовые копейки. Распространять их тоже не легко, да и молоды они. Когда вы все это прикинете, то поймете, что 33 газеты и 160.000 это уж не так мало, как сначала казалось.
Из этих газет:
Раз в неделю выходит.......9
Раз в две недели.......................6
Раз в месяц................................15
Нерегулярно..................................3
8 газет издаются нелегально - в Польше, Румынии, Болгарии, Греции, Юго - Славии, Финляндии и Китае.
Да и многие из тех, которые издаются открыто, недалеко ушли от нелегальных. Нашему советскому парню даже трудно себе представить, как обстоит на Западе дело с комсомольской газетой. У нас просто: есть у тебя четыре копейки, подходи к любому газетчику - покупай «Комсомольскую Правду». А если ты примерный комсомолец, то внеси уполномоченному деньги вперед и газета тебе обеспечена на весь месяц.
Другое дело на Западе: на улице ты газеты не найдешь. Если ты выпишешь по почте, тебя полиция возьмет на заметку, как коммуниста. Если ты служишь, и хозяин или мастер увидят у тебя случаем комсомольский листок - складывай монетки заранее: завтра же получишь расчет. Да и в семье зачастую очень косо посматривают на любителя коммунистических газет. Газета распространяется через ячейку, через комсомольцев, на собраниях, демонстрациях и т. д. В разных странах обстоит дело со свободой печати по - разному - в одних странах строже, в других - мягче. В зависимости от этого и газета расходится где больше, где меньше.
Издать газету тоже не очень просто. Цензура, несмотря на красивые слова о «демократии» и «свободе», не уничтожена и сильно гадит нашим товарищам. В Германии, например, совсем недавно закрыт на 3 месяца сатирический коммунистический журнал «Knuppel» («Дубинка») за карикатуру, в которой усмотрели «оскорбление величества» президента Гинденбурга. За перепечатку этой карикатуры закрыт на две недели центральный орган германской компартии «Die Rote Fahne» (ежедневная газета) и ряд провинциальных комм, газет. В моде еще и такая мера борьбы с нашей печатью: конфискация тиража. Придираясь к какой - нибудь мелкой провинности, цензура постановляет арестовать и уничтожить весь тираж. Моментально отряд полиции погружается на авто, оцепляет типографию и пропали все труды - газета торжественно забирается и сжигается. Но этот фокус теперь уже не действует. Наши ребята нашли меру борьбы с ним: они сначала печатают и увозят газету, а потом посылают в цензуру типографский оттиск. Так что, когда полиция является, она находит только несколько десятков последних экземпляров, которых не успели увезти.
Но не везде так. Например, в Чехословакии, тоже «демократической республике», действует еще более подлый закон - так называемая предварительная цензура. Это значит, что сначала цензура просматривает гранки, и только в случае ее согласия типография может начинать печатать тираж. Только в Чехо - Словакии остались такие порядки. Это приводит к тому, что газеты там выходят с белыми пятнами (см. прилагаемый снимок пражской комсомольской газеты «Rote Jugend Wacht», изуродованной цензурой). В этом номере конфискована статья о страшном взрыве артиллерийских припасов в столице Чехо - Словакии - Праге (в марте этого года). В статье задавался вопрос, зачем и для кого правительству нужно держать порох и гранаты в центре города? Соседний пропуск - прямо шедевр глупости: цензор конфисковал портрет чехословацкого военного министра.
По содержанию комсомольские газеты Запада далеко отстали от советских. Большая часть из них реорганизовалась из журналов, и до сих пор они носят журнальный характер. Главная беда наших западных газет - их сухость: они перегружены длинными сухими статьями, в них преобладают общие политические темы, мало конкретного, нет опыта работы, плохо освещается жизнь рабочей и крестьянской молодежи. Юнкоровское движение там только зарождается.
Чтобы пояснить примером, скажем, что западные газеты во многом напоминают наши газеты 1919 - 21 годов. Сходство завершается тем, что там и теперь зачастую всю газету «делают» один - два человека. Теперь, после ряда указаний со стороны руководящих центров, намечается перелом. Политической трескотни становится меньше, зато растет число печатаемых писем подростков с фабрик и заводов. Что же ищет молодежь в газете? Во - первых, сведений о СССР, и эти сведения они находят в большом числе, - это большой плюс наших газет. Начиная от серенькой, напечатанной сбитым шрифтом на плохой бумаге, размером с носовой платок, аргентинской газеты и до необъятного американского «Молодого Рабочего» - все газеты насыщены советским материалом. Его не хватает, но то, что есть, читают до дыр. Пусть эти строки напомнят лишний раз шефствующим над ними организациям об их обещаниях. Во - вторых - боевой характер газет. Они ведут молодежь на борьбу, указывают ей путь к победе, подбодрил в поражениях. Они обсуждают обще - политические, экономические и просветительные вопросы. Наконец, наши газеты - это единственное правдивое, честное пролетарское слово, какое может услышать молодежь буржуазных стран.
Большую роль играют еще так называемые ячейковые газеты. Стенных, по понятным причинам, издавать не удается, и изобретательные комсомольцы нашли другой выход - гектографированный листок. Подробно о нем в следующий раз.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Руководство для Дэнди комсомольского возраста
«Дружественный корреспондент Нины Вельт»