Имя Марины Пылаевой москвичи впервые услышали в 1949 году из радиорепродукторов во время авиационного праздника на Тушинском аэродроме.
«Девушки-планеристки, - говорил диктор, - под командой Маргариты Раценской выполняют пилотаж на планерах конструкции Антонова». В пятёрке летела и Пылаева, скромный инструктор одного из аэроклубов Москвы.
Праздник авиации прошёл; Марина вернулась в свой аэроклуб. Снова потекли будни лётной работы с курсантами: взлёт, посадка на учебной машине, десятки раз в день одно и то же. Курсанты осваивали искусство полёта, были по-своему счастливы, а Марина мечтала о своём: ей хотелось овладеть высотами мастерства, техникой парящего полёта.
Аэроклубу, где работала Пылаева, прислали спортивные планеры. Она получила возможность тренироваться на рекордных машинах. И вот в мае 1951 года Марину командировали в Калугу, на Всесоюзные планерные соревнования.
Она обратила на себя внимание хорошей техникой пилотирования и была оставлена в тренировочной группе сильнейших планеристов для установления новых рекордов.
Начались полёты. Мечта Марины сбылась: она получила возможность летать на рекордных планерах, бок о бок с прославленными мастерами планеркою спорта - Клавдием Егоровым, Виктором Ильченко и другими. Марина перенимала тонкое искусство парения в невидимых восходящих потоках воздуха. Она готовилась к заочному спортивному поединку с французской планеристкой Шуанной Гоар, обладательницей мирового рекорда по полётам в заранее намеченный пункт с возвращением к месту старта, француженка пролетела немногим более 200 километров (100 километров до цели и столько же обратно). Марина наметила себе цель на расстоянии 120 километров.
Самолёт «ПО-2» поднял планер Марины на высоту 800 метров. Отцепившись, она сразу пошла к облаку. Расчёт оказался правильным: у облака был мощный восходящий поток, подъём доходил до 5 метров в секунду. Набрав высоту 1 400 метров, Марина легла на курс.
До деревни Куракино, близ Тулы, где нужно было поворачивать обратно, Марина летела меньше двух часов. На обратном пути пришлось бороться со встречным ветром. При этом терялась высота, а набор её осложнялся тем, что разрывы между облаками увеличивались, а мощность потоков к вечеру, как правило, ослабевает.
Пылаева проявила большое упорство и великолепное мастерство, отвоёвывая каждый километр пути, каждый метр высоты. Через 6 часов 40 минут после старта она искусно посадила свой планер на том же аэродроме, с которого вылетала. Мировой рекорд был побит.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.