«Пароль не нужен»

Юлиан Семенов| опубликовано в номере №969, октябрь 1967
  • В закладки
  • Вставить в блог

Скоро на экраны страны выходит историко-приключенческий фильм «Пароль не нужен», посвященный 50-летию Великого Октября. В картине рассказывается об освобождении Дальнего Востока от белогвардейщины и интервентов. Мы попросили автора сценария писателя Ю. Семенова рассказать о том, как шла работа над этим фильмом. В конце июля 1921 года, через два месяца после того, как во Владивостоке при поддержке интервентов произошел контрреволюционный переворот во главе с братьями Спиридоном и Николаем Меркуловыми, в наиболее скандальной владивостокской газете, по слухам, очень близкой к правительству, появился молодой человек - лощеный, по-английски сдержанный, завсегдатай ресторанов, скачек и приемов в иностранных миссиях. Человек этот великолепно говорил по-английски и по-французски, был очень остер на язык, хорошо образован и обладал яростной журналистской хваткой: сенсацию он чувствовал за версту, и его побаивались даже журналисты из американской газеты, а те были истыми зубрами сенсаций. Этому человеку было лет 25 - 30. Он за какие-то три месяца подружился и с японскими офицерами оккупационных войск, и с американцами из дипломатического корпуса, и с помощником премьер-министра. Об этом молодом человеке мне рассказывали в 1963 году три пожилых мужчины. Каждый из них знал этого человека под разными именами. Для противника у него было одно имя, для знакомого - другое, а для его товарища в борьбе - ныне покойного писателя Романа Кима - третье. Точное его имя мне так и не удалось установить, я знаю только, что в 1922 году, когда войска под командованием И. П. Уборевича освободили Владивосток, он появился в театре, где давали «Бориса Годунова», в военной форме Красной Армии. Тем, кто читал мой роман «Пароль не нужен», этот герой знаком как чекист Максим Максимович Исаев (или Всеволод Владимиров). Очень хочется верить, что, после того как наш фильм, поставленный на киностудии имени А. М. Горького, выйдет на экраны, кто-нибудь из ветеранов революционного подполья напишет нам в съемочную группу что-либо об этом человеке, подвиг которого нам известен, а вот подлинное имя - нет. Товарищ Исаева по борьбе, чекист Марейкис, он же Чен, списан мною во многом с замечательного человека, хорошего писателя и мужественного борца за революцию Романа Николаевича Кима. Нелегал, работавший во Владивостоке всю оккупацию, человек, днем посещавший университет, а по ночам выполнявший головоломные операции против белых, Роман Ким еще заслуживает многих страниц в книгах и многих метров в новых фильмах, которые будут сниматься о подвигах солдат революции, сражавшихся на самых передовых рубежах классовых битв. Особенно дороги были мне образы двух большевиков-ленинцев: я имею в виду Василия Константиновича Блюхера и Павла Петровича Постышева, легендарных героев гражданской войны. Когда мы делали фотопробы - перед началом съемок картины, - кое-кто сетовал, что режиссер-постановщик Борис Григорьев подбирает слишком молодых актеров на главные роли. Но революция всегда молода. Военному министру и главкому Дальневосточной народной армии Блюхеру было тридцать лет, комиссару Восточного фронта Постышеву - тридцать три, а командарму Пятой ударной Уборевичу - и того меньше: двадцать пять. Когда я только начинал писать роман, пришлось столкнуться с множеством трудностей. Но главная трудность заключалась в том, что о периоде борьбы с интервентами и с белыми на Дальнем Востоке почти совсем не было архивных материалов. Пришлось поднимать документы самые порой неожиданные: например, многое удалось разыскать, работая в архивах так называемого конского запаса Дальневосточной армии. Среди сотен пожелтевших страничек вдруг обнаружилась поразительно интересная записка Блюхера командиру кавполка; среди подшивок газеты «Вперед» - статья Постышева; среди воспоминаний красных партизан и народоармейцев Дальневосточной республики, записанных по горячим следам событий в 1923-1927 годах, - удивительные по своей яркости эпизоды: как Постышев один остановил отступление тысяч партизан, как Блюхер организовывал войско, способное сражаться с сильными белыми соединениями и побеждать их. Вообще надобно сказать, что у многих сложилось представление о работе в архивах, как о самом скучном, бумажном деле. Нет, с моей точки зрения, большего заблуждения, чем это. Сколько тысяч, я не оговорился, именно тысяч, сюжетов и героев для фильмов сокрыто пока в архивах, только надо забраться туда и поработать как следует. В работе над сценарием и фильмом нам помогали многие люди. Особенно мне хочется поблагодарить старейшего члена Коммунистической партии Федора Николаевича Петрова: он очень добро и много помогал нам. Федор Николаевич в те годы был заместителем премьер-министра ДВР и членом Дальбюро ЦК РКП(б). Он же возглавлял нашу делегацию на переговорах в Дайрене. Когда наша киногруппа приступила к работе над фильмом, у нас подобрался великолепный «штаб». Это в первую голову относится к Борису Григорьеву, тридцатилетнему кинорежиссеру, человеку талантливому, сибиряку, прошедшему хорошую жизненную школу: он был строителем, работал на самых разных сибирских объектах, - и в кино, в мастерскую народного артиста СССР С. А. Герасимова пришел человеком сформировавшимся. До фильма «Пароль не нужен» он был сопостановщиком картины «Первый снег». Работать с Борисом Григорьевым и всему съемочному коллективу и мне было в радость. Не зная усталости, трудился главный оператор Константин Арутюнов, великолепно, вдумчиво, талантливо работали актеры Николай Губенко (Блюхер) и Родион Нахапетов (Исаев), редактор фильма Семен Клебанов - да, словом, всех товарищей, отдавших свои способности и силы фильму, не перечислишь. Мы были все едины во мнении, что время «кинофокусов», время внешних киноэффектов прошло; сейчас надо стараться искать и снимать всю правду, только правду и обязательно правду. Поэтому Борис Григорьев еще перед началом съемок уехал на месяц во Владивосток и Хабаровск, встречался со многими бывшими командирами и народоармейцами, служившими под началом Блюхера и Постышева, и когда группа в полном составе переехала во Владивосток (там велись натурные съемки), Борис вышел на съемочную площадку отлично подготовленным к работе. Он знал не только главное, он знал детали, он познакомился с громадным количеством такого, казалось бы, маловажного материала, который на самом деле позволял правдиво показать тот сложный и героический период. Фильм закончен. Скоро он выйдет на экраны. Мы все будем с волнением ждать встречи со зрителем. Нам будет очень дорого мнение московских, и ленинградских, и украинских, и узбекских зрителей. Но особенно нам будет дорого мнение наших друзей-дальневосточников, тех людей, свободу которым дали войска под командованием Блюхера, Постышева, Уборевича, тех молодых наших сограждан, которые живут там, где рождается солнце, в крае, о котором Блюхер сказал: «Дальний Восток всегда был, есть и будет русским Дальним Востоком».

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены