Горизонты вертикальные В шоколадных небесах, Как мечты полузеркальные В лавровишневых лесах. Призрак льдины огнедышащей В ярком сумраке погас, И стоит меня не слышащий Гиацинтовый Пегас. Мандрагоры имманентные Зашуршали в камышах, А шершаво-декадентные Вирши - в вянущих ушах.
По поводу стихотворений символистов другой пародист, А. Измайлов, насмешливо замечал:
«Мне кажется, что одною из близких смертей будет смерть пародии. Зачем пародия, когда современный автор пишет сам на себя пародии?»
Между прочим, эти слова сказаны Измайловым по поводу «Незнакомки» Блока. Сейчас они звучат оскорбительно, но они весьма показательны: новое в искусстве часто встречает непонимание и насмешки.
Надо сказать, что пародия имеет двоякое значение: как самостоятельный литературный жанр (таковы, например, пародийные стихи Д. Минаева, А. Измайлова) и как составная часть литературного произведения (таковы пародии Достоевского).
Во втором случае обычно пародия используется для создания иронического контраста. Например, в «Двенадцати» А. Блок пародирует известный романс на слова поэта Ф. Глинки:
Не слышно шуму городского. Над невской башней тишина, И больше нет городового, - Гуляй, ребята, без вина!
Блестяще пародирует Пушкина Маяковский в поэме «Хорошо» - разговор Татьяны с няней и разговор мадам Кусковой с «усатой няней П. Н. Милюковым» с пародийным окончанием: «Быть может, на брегах Невы подобных дам встречали вы?»
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.