«Мне не смешно, когда фигляр презренный Пародией бесчестит Алигьери...» говорит Сальери у Пушкина.
Но сам Моцарт весело смеется, слушая нищего скрипача. Неумелое исполнение своей мелодии он принимает как шутку. Подлинное творчество избыточно и щедро, и оно дает право быть снисходительным. Этого-то и не может понять мрачный Сальери, во имя фанатичной любви к искусству способный на преступление.
Пушкин знает, что даже самая злая пародия, то есть нарочитая подделка под стиль автора, не унизит художника.
Сейчас нам странно представить, что в свое время были пародии на самого Пушкина. Пародии забылись, а Пушнин остался.
Например, на «Кавказского пленника» были поэмы-пародии «Московский пленник», «Калмыцкий пленник». На «Бориса Годунова» была пародия «Стенька Разин». На «Евгения Онегина» - «Евгений Вельской».
Вот, к примеру, строчки из пародии на «Евгения Онегина»:
Вот вам глава о Воспитанье. Она довольно коротка, Она не слишком глубока, Но все тут есть: и о преданье, И о заветной старине, И о других, и обо мне. Не назовите винегретом, Читайте далее, а я Предупреждаю вас, друзья. Что модным следую поэтам.
Как видим, стилистическое подражание знаменитой «онегинской строфе» довольно бледное.
Был пародистом и сам Пушкин. Он пародирует Жуковского в IV песне «Руслана и Людмилы», пародирует библию в «Гавриилиаде».
Замечательным пародистом был Достоевский, В «Бедных людях» отрывок «Итальянские страсти», которым восхищается Девушкин, представляет собой насмешливую пародию на романтическую повесть. В «Селе Степанчикове», по мнению Ю. Тынянова, в отдельных местах пародируется Гоголь и его «Выбранные места из переписки с друзьями». Известно, что в «Бесах» в образе Степана Трофимовича пародируется Грановский, а в образе писателя Кармазинова - Тургенев.
В подобных случаях пародия выступает как сатирическое оружие в литературной полемике.
Например, в 60-е годы прошлого века представители демократической литературы особенно часто пародировали Фета как апологета теории «чистого искусства».
Я пришел к тебе с приветом Рассказать, что солнце встало, Что оно горячим светом По листам затрепетало...
переделывалось в злободневное, нарочито прозаическое:
Я пришел к тебе в смущенье Рассказать, что тошно стало, Что я жизнь влачу в мученье, Что година бед настала...
Разумеется, использовали пародию в своих целях и представители реакционного направления. Так, критик Буренин в свое время написал злую пародию на пьесы Чехова в постановке Художественного театра - «Девять сестер и ни одного жениха, символическая драма с настроением».
В другой пародии, подписанной П. П-ский, высмеивался стиль чеховской прозы:
«Дача с птичкой.
... А потом все гуляли, и Сонечка, шедшая впереди, думала о том, что казни - грех, и убийство - грех, и сама она, такая тоненькая и белокурая, тоже - грех, и что Лазаревский плохо подражает Чехову. На шестьдесят восьмой версте разорвалась ранета, потянулась к небу, но разбилась о него и упала на землю к самым ногам белокурой Сонечки. «Через 200 или 300 лет так же вот, - подумала Сонечка, - будут ходить люди, и сзади меня будет идти Чехов, и ему будет подражать Борис Лазаревский, и так же ракеты опять будут разбиваться о далекое печальное небо». И всем стало грустно».
Множество разнообразных пародий вызвало появление на литературном горизонте поэтов-символистов. Первым критиком и пародистом символистов был Вл. Соловьев. Поэт осмеивает бессмысленный набор слов, сочетание противоположных понятий в первых юношеских стихах В. Брюсова и как бы в «подражание» ему сочиняет такие стихи:
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.