Молодежь в кино
«ТАК ЖЕ, как и картина «Ухабы», фильм «Парижский сапожник» рассказывает о любви комсомольца и комсомолки. Нас не может не радовать, что комсомол стал темой кино. Кто ходит больше всего в кино? Молодежь. Видела ли молодежь себя на экране. Увы, до сих пор нет. «Парижский сапожник» и «Ухабы» - начало. Хорошее ли начало? Не очень.
Мы не уверены, что комсомол узнает себя в образах «Парижского сапожника», в рассказе о парне, комсомольце Андрее, который любит «девочек» и «мировой масштаб». Он не только бросает работницу - комсомолку Катю, когда у нее должен родиться ребенок, но даже предлагает ей сойтись с «четырьмя» парнями (из заводской шпаны), - таким - де способом все «ликвидируется». Сплетня о совершившемся сожительстве с «четырьмя» тучей нависает над Катей. Она погибла бы, если бы не вмешательство комсомолки - активистки, ликвидирующей сплетню с помощью показаний друга Кати, глухонемого сапожника, который выступает мстителем: убивает Мотку Туннеля, клеветника.
Переложение повести Ник. Никитина «Преступления Кирика Руденко» слабее повести. Там роль калеки мороженщика была больше, значительней, его близость к Кате очевидней (Катя живет у Руденко с ребенком) и месть логичней (он убивает Андрея). В фильме же Руденко, превратившись в сапожника - лицо случайное, и он - «светлая личность», а не комсомол - спасает Катю. В картине выведен бюрократ, секретарь ячейки, который предлагает Андрею, вместо доброго совета и товарищеского участия, книгу «Проблемы пола» - сборник под редакцией Семашко. Но где остальные комсомольцы, где вся ячейка? Девушку грязью забросали, а они обсуждают - живет она с одним или с четырьмя. Не показана комсомольская спайка. Только когда Катя реабилитирована, происходит спор в ячейке о том, кто возьмет к себе Катю, которую выгнали родители.
А в общем «Сапожник» - интересная в отдельных моментах хорошо осветившая быт молодежи картина.
Наконец, кино - водевиль, добротный и веселый, который может вырасти в комедию, у нас есть. Это «Два друга, модель и подруга» - фильма крепкая и сочная.
Сколько огорчений было у нас с советской кино - комедией. Все наши комедии были «мутными чашками чая». Режиссеры из кожи лезли, чтобы поразить нас каким - либо сногсшибательным (в прямом и переносном смысле) трюком «под Гарри Ллойда», «под Чаплина». И наша кино - комедия - выходила мертвой, клоунской, крикливой. Удар был направлен мимо жизни.
Конкретная жизненность событий в фильме «Два друга» резко выделяет эту картину из общего уровня советской комедии. Перед зрителем два парня с их изобретением, бюрократы, мешающие его осуществлению, поставщик ящиков - заводу, который должен, во что бы то ни стало, утопить парней, либо ему самому каюк! И Даша, которую О. Третьякова сумела сделать такой живой и понятной! Мы мало, замечаем, как много смешного в мелочах, во внешности людей, похожей на их характеры (добродушный директор фабрики; кретинообразный «зав... уотделом» и энергичный зав. губсовнархозом). Картина умело дает их несколькими черточками.
Фильма хороша также соединением в ней простых и патетических моментов (напр., трагическая неудача Ахова и Макова при демонстрации их машины для сколачивания ящиков на производственном совещании) со сценами большой сатирической силы, как сцена с пароходом, севшим на мель.
И еще хороша в фильме природа. На ее фоне Ахов, Махов и Даша, путешествующие на своем самодельном теплоходе по реке, изображают отношения парней и девушки простыми, понятными. Хорошая картина.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.