Азербайджанская легенда
Перевод с тюркского Джангиров
В ОДИН из пасмурных сентябрьских дней два всадника проезжали по извилистой дороге, то поднимающейся на гору, то спускающейся в ущелье. Одному из них было не более 20 лет, а другой - старик семидесяти лет.
Все движения старика, его выдержанная езда, соколиный взгляд не отличали его от молодого. Только длинная белая борода да морщины на лице выдавали преклонный возраст.
Чем дальше, тем путь все более сужался. Справа дороги отвесной стеной поднималась скала. Слева - пропасть.
Время приближалось к полудню. Всадникам захотелось пить, особенно влияла жажда на молодого. Его глаза нетерпеливо, беспокойно искали воду. Вдруг ему послышалось журчанье воды.
- Отец! Да будет благовестью: издалека слышен шум родника! - воскликнул сын, мчась к воде.
Старик с улыбкой взглянул вслед сыну.
Юноша подлетел к руднику и увидел воду не обыкновенную, а красно - буроватого цвета. Не взирая на это, он припал утолить свою жажду. Однако, едва хлебнув, он встал и спросил подошедшего отца:
- Что это за вода? Отец, улыбаясь, спросил:
- Ну как, успокоился, утолил жажду?
- Нет, отец, - ответил он. - Эта вода не питьевая, она оставляет во рту вкус железной оскомины. А цвет ее кровь.
- Правильно, сын мой! - воскликнул отец. - Эта вода - смесь железа и крови, она - лекарство для малокровных больных, потому она и называется «Источником Крови». Слушай, я расскажу историю этого родника.
Это ущелье делит землю на две части. Предполагают, что в старину по ту сторону ущелья жило большое племя, которое возглавлял Мисир - хан, а по эту - другое племя во главе с Сурай - ханом.
Между двумя ханами шла постоянная вражда, кровная месть. За десятилетия они успели уничтожить многих своих родственников. Но последних ханов - Мисир - хана и Сурай - хана - аллах не наделил детьми. Они терпеливо ждали от себя поколения, чтобы воспитать в нем боевой дух для будущей вражды и мести.
В одну ночь их жены рожают детей: жена Мисир - хана родила дочь, а Сурай - хана - сына. Насколько радуется Сурай - хан, настолько печалится и горюет его враг.
Мать Мисир - хана успокаивает сына.
- Сын мой, - говорит она, - я знаю, что тебя расстраивает. Но разве ты не знаешь, что девочка может быть сильнее и храбрее джигита и мстить ему? Только надо ей дать соответствующее воспитание, и она не отстанет от мужчин. С воодушевлением Мисир - хан обнял мать:
- Мать моя, - сказал он, - какая умная мысль у тебя. Но скажи: знают ли, что у меня дочь?
- Кроме меня и твоей жены никто не знает.
- Прекрасно, завтра я объявлю, что у меня родился сын. А дочери дам воспитание джигита. Но только, чтобы это было полной тайной.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.