Открытия Жужи Конц

Павел Бондаровский| опубликовано в номере №1418, июнь 1986
  • В закладки
  • Вставить в блог

Клуб «Музыка с тобой»

В школьные годы она мечтала стать адвокатом. Родители были довольны: Жужика заранее «вырабатывала характер» и росла самостоятельной, целеустремленной, умела в любых ситуациях сохранять спокойствие и рассудительность. Пела, но кого этим удивишь в Венгрии? Говорят же: один венгр — соло, два — дуэт, три — трио и т. д.

В данном случае был дуэт. Школьная подружка Аги все подбивала попробовать силы всерьез, и в 1962 году они отправились на телевидение. Там как раз отбирали участников для очередного конкурса «Кто что умеет?». Их «отобрали». А через несколько недель, исполнив перед телекамерами веселую песенку «Два сорванца», дуэт Жужа Конц — Агнеш Гергей завоевал... главный приз конкурса.

Это первое открытие — открытие себя как певицы — тогда еще не поколебало ее решения стать адвокатом. Лишь годы спустя, из-за частых гастрольных поездок с молодыми бит-группами «Омега» и «Иллеш», она бросила юридический факультет университета, куда к тому времени успела поступить.

Сегодня рок-ансамбли и певцы этого направления из Венгрии широко известны во многих странах, в том числе и у нас, по пластинкам, концертам. Существует и такое понятие, как «венгерский рок» — стиль, в котором элементы и приемы рок-музыки накладываются на характерную национальную основу, на народные музыкальные традиции. Но это сегодня. А самую первую венгерскую (не «заморскую»!) рок-песню — «Мчится время» — напела на пластинку в 1966 году Жужа Конц. Она же впоследствии своими концертами, собиравшими слушателей разных возрастов и музыкальных пристрастий, утвердила новый жанр как сценический, открыэ ему дорогу с танцплощадок на большую эстраду.

В молодежном еженедельнике «Мадьяр ифьюшаг» есть колонка, где регулярно называют десятку самых популярных певцов и песен в Венгрии. Сегодня на первом месте Жужа Конц с песней «Язык жестов». Песня эта впервые вышла на пластинке в 1973 году. Сейчас 1986-й. Нельзя сказать, что выросло целое поколение, но вкусы у молодых заметно изменились, появились новые популярные исполнители, новые направления в музыке, то же диско. Большинство завсегдатаев дискотек не могут, а часто и не хотят знать, что слушали раньше, до них. Но певица включает в новый альбом старую песню, и диско отступает на второй план. Случай не уникальный, подобных песен у Жужи Конц много.

Двадцать лет она на эстраде. Два десятка сольных дисков-гигантов, все без исключения стали «золотыми», некоторые — дважды. «Золото» присуждается за тираж. У Жужи Конц он в общем и целом превысил два миллиона экземпляров. Если сопоставить с численностью населения страны, достижение исключительное. До такого далеко многим западным «звездам». Причем иные «звезды» как только не изощряются, как только не подстраиваются под публику. А Жужа Конц все эти годы верна раз и навсегда избранному образу, стилю поведения на сцене. Впрочем, правомерно ли говорить об «избрании образа»? Скорее она просто осталась такой, какой впервые подошла к микрофону.

Ровные длинные волосы, открытая улыбка, выразительный минимум жестов, спокойная женственность. Вряд ли стоит пытаться описывать голос. Разве что так: он удивительно сочетается с внешностью — искренний, доверительный, хочется слушать, даже если не знаешь венгерского языка. Хотя в последнем случае многое теряется: «пустых» песен, чисто ритмических шлягеров у Жужи Конц нет и не было, и с каждым годом текст в ее песнях становится содержательнее.

Поэт Шандор Вёрёш написал ей в письме: «Направление, которое Вы представляете в поп-музыке, способно доставлять вневозрастное наслаждение. Вы стали не просто певицей, но и просветителем». Это оценка двух вышедших один за другим дисков, все песни которых написаны на стихи венгерских и зарубежных поэтов-классиков. Пластинки имели огромный успех. За них, в частности, певица была удостоена премии имени Ференца Листа, вручаемой ежегодно 4 апреля, в День освобождения Венгрии от фашизма, за выдающееся исполнительское мастерство. Уточню: до Жужи Конц такой премией награждались лишь исполнители симфонических и оперных произведений.

Стиль, в котором сейчас выступает певица, во многом определен теми двумя пластинками. Жужа Конц «перешагнула» через рок-жанр. Зазвучавшие песни, исполнительская манера, само построение концертов скорее сродни творческим вечерам актеров, чем традиционным рок-шоу. Идет поиск, и он еще не окончен. Но жесткая форма рок-песни уже с явным трудом выдерживает глубину содержания текста, масштабность поднимаемых вопросов, затрагиваемых тем.

Что впереди? Театр одной певицы? Опера-монолог?.. Трудно ответить. Но искать, находить, открывать новое — в этом вся Жужа Конц. До сих пор это ей удавалось.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Избыточный вес

Отдел рабочей молодежи журнала «Смена»

Всё не так просто

Девять парней одного призыва. Глава третья