Откровенный диалог

Борис Данюшевский| опубликовано в номере №1454, декабрь 1987
  • В закладки
  • Вставить в блог

Массу интереснейших рассуждений вызвал у наших читателей вопрос анкеты о самообразовании. Елена Образцова, учительница из Мурманска: «Самообразование — это, по существу, приобретение новых знаний в дополнение к тем, которые молодое поколение получает в школах, учебных заведениях, это одно из средств безграничного всестороннего развития человека».

А вот москвичка Валентина Марченкова, воспитательница детского сада, считает, что «самообразование — это прежде всего самовоспитание. Это постоянное самосовершенствование духовного мира человека», и потому, продолжая свое письмо, она пишет о том, что ее беспокоит больше всего — проблема бездуховности, равнодушия многих молодых людей к воспитанию в себе всесторонне развитой личности.

Уже упоминавшийся Андрей Пьяных из Минска: «По-моему, самообразование в наше время — это когда человек пытается чего-то добиться без посторонней помощи, то есть испытывает, на что он способен конкретно как человек, как личность. Удастся ему что-то или нет, пусть даже самый минимум, в любом случае это уже плюс, положительный результат. А он никогда не помешает, не даст самоуспокоиться. Наоборот, придаст новые силы, толкнет на новый шаг, на новую ступеньку. А минус — подарит злость, азарт, упорство спортсмена. Конечно же, самообразование включает в себя определенные духовные, моральные, чисто человеческие запросы, то есть то, чем человек хочет себя «насытить» (разумеется, в лучшем смысле этого слова), заполнить мозг, душу, сердце и разум, чтобы затем обратить этот багаж в нужном направлении».

Что ж, трудно, по-моему, не согласиться с этими мыслями 19-летнего человека. Говорю о возрасте Андрея специально, чтобы у читателей не сложилось превратное представление о том, что самые интересные, самые глубокие ответы на вопросы нашей анкеты принадлежат исключительно людям зрелого возраста.

Александр Роженков из Кирова, ему 23 года, еще более расширяет понятие «самообразование» и ставит его на одну параллель с чувством собственного достоинства. Это чувство он определяет, прежде всего «как самоконтроль, те требования, которые вы предъявляете к самому себе. Но не только вы. Окружающие вас люди тоже ориентируются по тем сигналам, которые посылает им наш внутренний контролер, фиксирующий нравственные накопления личности».

Что ж, все верно, наш читатель прав, но хочется заметить, что у достоинства, как у всякого сложного нравственно-этического понятия, множество граней, аспектов и ракурсов. Достоинство, часто думаем мы, — это когда надо защищать и защищаться. Он мне, мол, в зубы, а я ему в ухо. То есть это когда око за око, зуб за зуб.

В редакционной почте нередки письма от самых молодых наших читателей, которые утверждают, что сегодня молодому человеку себя и свое чувство собственного достоинства можно проявить только лишь в экстремальных, чрезвычайных обстоятельствах. А в будничной, повседневной жизни, мол, разве проявишь себя Личностью? Вот на фронте, в схватке с врагом — другое дело...

Действительно, вот ведь и в военной присяге говорится: «С достоинством и честью...» Так что способность проявить чувство собственного достоинства — это всегда бой, схватка, короче, поступок из ряда вон выходящий, та высшая акция человеческого духа, когда на карту ставится жизнь...

Так мы думаем в семнадцать. Но ведь порой мы продолжаем думать так и в зрелости, а иногда человек и умирает с мыслью, что, если бы понадобилось, если бы призвали, он бы не спасовал. Он бы с честью выдержал любое испытание. Но где гарантия? В чем она?

У самых первых пожарных Чернобыля («Смена» писала о них в № 14), когда случилась авария на четвертом блоке АЭС, была лишь секунда на размышление. Секунда на выбор: или подождать подкрепление, или идти грудью на разбушевавшийся атом, рискуя своей собственной жизнью. Они приняли второе решение, потому что за этой секундой стояла вся их жизнь.

Когда настал момент, и пришла необходимость выбора, сработал весь образ их жизни, ее ход и склад, мысли и убеждения — вся человеческая сущность этих людей. Потому что в момент выбора никто не скажет «да» или «нет» за человека. Только он сам. Это — великое нравственное испытание, и его в тех или иных условиях и обстоятельствах проходит почти каждый. Как правило, за этим испытанием — все, что накоплено, пережито и прожито.

Помните, в школе мы писали сочинение на тему «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день за них идет на бой». В этих словах всегда делалось ударение на слове «бой», а о том, что «каждый день», почему-то забывалось. Вот если хулиган кого-то ударит при тебе, или тебя самого заденет, или пожар случится в доме, мимо которого ты будешь проходить, тогда мы себя покажем, тогда нас не остановишь, тогда «...с достоинством и честью». А пока некоторые держат их в запасе в надежде на тот особый случай, который, может быть, и не представится никогда.

Давайте же, дорогой читатель, говоря о самовоспитании, о самообразовании, подумаем о тех нравственных, духовных ценностях, которые заложены в каждом человеке всем опытом предшествующих поколений и нашли в нем свое единственное и неповторимое выражение. Осознание этого, осознание своих ценностей, их возможностей — вот что составляет основу самоуважения, утверждения в себе человеческого достоинства.

«Не бойтесь в великом увидеть себя», — сказал философ. Мы порой боимся. Нам кажется, что легче проявить себя в чрезвычайных обстоятельствах, чем обрести власть над повседневностью. Давайте же наконец поймем, что великое сегодня — неумолимый процесс перестройки и очищения — это и есть мы сами, и каждый тут ответствен, каждый — хозяин своей судьбы.

Вообще надо сказать, что на первый план в «человеческой теме», судя по многим анкетам, читатели выдвигают и высоко оценивают, прежде всего те материалы, которые касаются человеческого бытия, человеческого духа. Никого не оставили равнодушными опубликованные в юбилейной рубрике «Уроки революции: современное прочтение» статьи, авторами которых были Герой Советского Союза Леонид Телятников, Герои Социалистического Труда строитель Владислав Сериков и академик Андрей Трофимук. Приведу лишь одно мнение о материалах этой рубрики.

«Побольше печатайте очерков о великих людях, поэтах, писателях, художниках, композиторах, революционерах прошлого и настоящего, — пишет Краснова Т. А. из Одессы. — Вызывайте желание подражать им, создавайте настоящие жизненные ценности. Пишите о счастливых людях — это очень важно! Пишите о чудаках, о таких людях, как Асхат Галимзянов, которые живут для других, которым кажется диким «вещизм», — это они и зажигают сердца других любовью к Родине и гордостью за ее величие. Главное — создавать престиж благородным, честным и добрым людям, и тогда все дела пойдут у нас лучше».

С этими словами читательницы из Одессы нельзя не согласиться, и потому мы решили и в новом году продолжить эту рубрику. Только давайте будем вместе искать, и находить тех людей, жизнь и судьба которых достойны рассказа на страницах журнала.

Очень внимательно и даже пристрастно относятся наши читатели к материалам таких рубрик, как «Молодежь и культура», «Дискуссия», «Нравственная норма», «Клуб «Музыка с тобой», «Интимная жизнь молодых». О последней у читателей противоречивое мнение. Одни пишут, что «поскольку журнал читают не только 16-летние, но и более зрелые люди, давайте не будем мутить воду и обходить острые углы» (Е. Образцова), то есть призывают, говоря словами военнослужащего А. В. Сыченко, «в половом воспитании открыть глаза на начало начал любви и человеческих взаимоотношений». Другие же, их, правда, немного, против того, чтобы молодежный журнал вторгался в эту «закрытую сферу жизни», ибо молодежь наша, как пишет врач из Чимкента Л. В. Липанова, «и без того распущенная, грубая, дерзкая, хочет жить легко и не думать о каких-то там нравственных запретах». Многие читатели связывают — и, нам кажется, не без оснований — распущенность, пьянство, наркоманию, проституцию с проблемой досуга молодежи (В. Лукичева из Горького, Олег Полосухин из Алтайского края, А. Паламарчук из Одессы и другие). Вот здесь мы тоже видим свой долг перед читателями: организация свободного времени — дело социальной значимости, имеющее много разных аспектов, к которым сейчас уже можно смело причислить и кооперативное движение.

В нашей «Читательской летучке», смысл которой сводился к тому, чтобы вместе с вами обсудить, какой быть «Смене» в 1988 году, прозвучало, как, очевидно, вы уже заметили, множество заинтересованных голосов. Все ваши замечания, добрые советы и предложенные темы обсуждены и еще будут обсуждаться на редакционных совещаниях, в отделах с тем, чтобы отразиться в наших дальнейших творческих планах. Мы уверены, что сообща исполненная работа — а именно так можно назвать ежедневное наше общение с вами через письма, дискуссии — сближает людей, наделяет их опытом, одаривает надеждой на будущие успехи. Многое еще, конечно, надо будет нам переосмыслить, оценить по более высокой шкале критики и самокритики, выделить то, что в ваших советах и предложениях было общественно значимым, общественно необходимым.

Мы к этой большой и ответственной работе готовы. Стоять на месте мы не собираемся — это значило бы отставать. Оценить эти наши заверения вы, дорогие читатели, сможете уже скоро, получив первый номер журнала за 1988 год. Год, когда мы будем отмечать 70-летие Ленинского комсомола. А пока коллектив редакции благодарит всех читателей за постоянное внимание к нашему журналу. Желаем всем в новом году больших успехов, доброго здоровья и счастья!

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия  Ланского «Синий лед» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Липы

Повесть

Про рок-пророков

Клуб «Музыка с тобой»