Ввел Растяпкни цех в прорыв,
Хапкин любит взятки.
Есть на это коллектив -
Вскроет недостатки!
Нетрогающий все знает: ему известно, что «Рюмкин - запивоха», «Пройдисветоз - спекулянт, мошенник». Но он считает, что разоблачать их, выводить на чистую воду - это дело общественных организаций, милиции и прокуратуры, но не его лично.
Тема очень острая, важная. Однако автором она решена поверхностно. Поэт ограничился всего лишь тем, что дал монолог героя, в котором тот изложил в игривой форме свой взгляд на жизнь.
Фельетон ли это? Это скорее просто куплеты. В стихотворении нет той остроты и глубины, которая должна быть присуща фельетону, нет сатирического запала и поэтому нет характера, образа.
Такие люди, как Нетрогающий, люди, живущие по формуле «моя хата с краю» и являющиеся, по существу, пособниками преступников, должны быть сурово осуждены, ядовито высмеяны. Автор не поставил героя в такие обстоятельства, при которых обнажилось бы все подленькое, мещанское нутро Нетрогающего. Это, на наш взгляд, произошло потому, что поэт пренебрег сюжетом. Если бы он не только рассказал нам о герое, a показал его в действии, то произведение зазвучало бы убедительнее, сильнее. Тогда с полным основанием можно было бы поставить ко многому обязывающую рубрику: «Фельетон».
У каждого жанра есть свои законы. Все ли басни, помещенные в симферопольском сборнике, можно действительно назвать баснями? Нет. Встречаются подделки под этот жанр, иначе говоря, побасенки. Один из авторов сборника, Н. Полотай, повествует о том, как «однажды между Утюгом и новыми Штанами конфликт возник». Штаны возмутились тем, что Утюг стал их хуже гладить, что он растерял былую славу.
... Нынче ты штанину гладишь час.
Ты просто холоден для нас.
Тепла нет и в помине!...
Далее Утюг заверяет: «Да я работы не боюсь! Я за себя возьмусь! Я возгорюсь! Я накалюсь!» Постояв примерно с часок на примусе, Утюг принялся снова гладить, но тут случилась непоправимая беда: «Штанина мигом задымила». В чем же суть всей этой грустной истории? Оказывается, утюг... отомстил Штанам за критику.
Нам кажется, что это слишком облегченный подход к требованиям жанра. С таким же успехом можно было бы взять Щипцы, которые во время завивки сожгли Прическу, или Рубанок, который в сердцах так прошелся по критиковавшей его Доске, что ее пришлось выбросить. Но разве это те единственные, точно выбранные персонажи, которые необходимы для решения большой политической темы? Автор, видимо, рассудил так: в жизни случается, что Иван покритикует Петра, а Петр возьмет да отомстит ему. Значит, стоит лишь человеческие имена заменить на «басенные», и получится басня. Это - глубокое заблуждение.
В басне того же автора «Чуткий Еж» снова персонаж выбран неудачно. Даже обладающий самым пылким воображением читатель никогда не представит себе тихого, скромного труженика Ежа в образе грозного лесоначальника.
Но дело не только в этом. В «Чутком Еже» снова налицо механическая замена человеческих имен на «басенные», причем имена зверей прикрепляются к тем или иным человеческим характерам без всякого смысла.
Автор, видимо, забыл, что басня - это не зарифмованное сообщение о каком - то случае, а произведение искусства, где художественно обобщен значительный жизненный опыт, изображены типические события и образы. Басня требует отточенного языка, меткого, разящего слова, афористичности и остроумия. В ней, как и во всяком сатирическом произведении, нужны находки. На чем основан эффект «Медведя и анкеты»? На самой анкете: «Ноги - четыре», «уха - два...» и т. д. Это находка. Поэт так остроумно составил анкету, что появление Осла вместо Льва совершенно неожиданно, но вполне оправдано.
Баснописцы, участвующие в сборнике, так же как и фельетонисты, взяли большие, нужные темы. Но авторам во многом еще не хватило глубины обобщения, остроты.
Каждый сатирик должен мечтать о том, чтобы имя его героя стало нарицательным. А это осуществимо лишь только тогда, когда в произведении есть верно схваченный, четко очерченный, убедительно показанный тип, характер.
Развитие сатирического жанра в нашей литературе - задача большой важности, дело трудное и почетное. Сатира - «оружия любимейшего род». И это оружие надо осваивать, учиться владеть им, ибо оно самое сильное.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.