Шел пятый день 1-го Всероссийского съезда моряков военного флота, созванного Военморревкомом.
Владимир Ильич внимательно следил за работой съезда. Ведь наступал канун созыва Учредительного собрания, а требование его созыва было до Октябрьской революции очень популярным среди народа, в том числе и среди матросов. Но после установления власти Советов это требование означало шаг назад. И все же большевики участвуют в выборах, созывают Учредительное собрание. Нужно, чтобы массы на собственном опыте убедились в его реакционности.
Ленин знал, что даже балтийцы — наиболее революционные из моряков — далеко не сразу избавились от гипноза идеи Учредительного собрания. Поэтому в первый день работы съезда Владимир Ильич с большим удовлетворением выслушал рассказ о том, с каким воодушевлением приняли моряки резолюцию по докладу о текущем моменте и власти. В ней говорилось:
«Съезд во всеуслышание заявляет, что вся мощь военного флота будет стойко поддерживать власть Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, эту единственную власть, давшую нам землю и волю и смело идущую навстречу скорому миру».
Тогда же в разговоре с председателем Военно-Морского революционного комитета Иваном Вахрамеевым Ленин согласился выступить на заключительном заседании перед моряками, восторженно избравшими его почетным председателем съезда.
Ленин от имени Совета Народных Комиссаров приветствовал в лице съезда армию и флот молодой Советской республики. Владимир Ильич изложил задачи строительства нового, социалистического государства.
— На первых шагах могут встретиться трудности, — говорил Ленин, — может сказаться недостаточная подготовленность. Но нужно практически учиться управлять страной, учиться тому, что составляло раньше монополию буржуазии. В этом отношении во флоте мы видим блестящий образец творческих возможностей трудящихся масс, в этом отношении флот показал себя как передовой отряд.
Владимир Ильич еще долго говорил о важнейших вопросах текущего момента — о земле, о рабочей политике, о национальной проблеме и о мире.
На следующий день Ленин получил пакет, доставленный флотским связным. Вскрыв его, он прочел следующее:
«Балт. флот.
по делам о выборах в Учредительное собрание
Комиссия 22 ноября 1917 года № 2137
Гражданину Владимиру Ильичу Ульянову (Ленину)
Балтийско-флотская по делам о выборах в Учредительное собрание комиссия уведомляет, что Вы избраны от балтийско-флотского округа членом Учредительного собрания, а потому просим Вас прибыть в г. Гельсингфорс, на яхту «Полярная Звезда» за получением удостоверения, согласно ст. 130 и Положению о выборах в Учредительное собрание».
...Владимир Ильич припомнил русоволосого молодого матроса в слегка заломленной набекрень бескозырке, на которой блестела золотом надпись «Олег». Это было 15 октября, в канун того дня, когда Центральный Комитет партии дал Ленину согласие на переезд из Выборга в Петроград. Тогда-то к нему и явился этот моряк и по-военному четко представился:
— Секретарь Центробалта Логинов! Прибыл по поручению флотской по делам о выборах в Учредительное собрание комиссии.
И сразу же заявил:
— Товарищ Ленин! Балтийцы просят вас быть их депутатом в Учредилку!
Глаза Ильича вспыхнули веселым огоньком.
— Этак уж все балтийцы и просят? — осведомился он. — Насколько я знаю, выборы в эту самую «Учредилку» проводятся по партийным спискам и каждая партия выдвигает своих кандидатов. Я же большевик и могу избираться только по одному списку — списку Российской социал-демократической рабочей партии большевиков. А вы уверены, что на выборах победит именно этот список?
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.