И хитрющая же эта лужа! Лежит на солнце и дразнится: ну-ка, черпни голубого неба! Давай, давай, смелее, — совком, ведерком, варежкой! И не заметишь, как заманит на самую середину…
Только взрослые не понимают, до чего трудно устоять перед ее кознями. Взрослые думают о промокших ногах и возможных насморках.
Но выдумщики они отличные. Каждый день открывают что-то новое: вот, например, ботинки. Оказывается, один из них левый, другой - правый. И такая же история со всеми туфлями, валенками, ботиками и даже тапочками. Или завели игру в «завтра», «вчера» и «сегодня». Потому что если этого не знать — все на земле перепутаешь. Потом учили петь про флажок. Потом — лепить из пластилина кошку. Потом — делать гимнастику. Потом — считать. Потом — рисовать кружки. Потом... Пожалуй, самый талантливый старшегруппник детского сада не перечислит всего, чему их учат взрослые.
А зовут этих взрослых воспитателями. Они умеют вставать рано-рано и целый день быть бодрыми, улыбающимися. Они умеют печь из песка пироги и кормить длинноносого Буратино из кукольной посуды. Они умеют задержать слезинки на ресницах и увлечь всех сказкой. Они умеют уговорить съесть всю кашу и крепко уснуть после обеда. Наверное, они умеют все на свете, потому что родители каждое утро спокойно отдают им на руки своих детишек и получают их обратно вечером, веселых, разрумянившихся, чуточку повзрослевших за прошедший день.
Готовит таких уникальных взрослых педагогическое училище № 3, которое находится в Москве, на Садово-Самотечной улице.
Поначалу может показаться, что здесь музыкальная школа. Целыми днями не стихают звуки рояля, скрипок, гитар, аккордеонов, поющих голосов. Потому что у каждого из 670 студентов один раз в неделю индивидуальное занятие с педагогом музыки, два раза в неделю — пение. За четыре года учебы каждый студент хорошо овладевает выбранным музыкальным инструментом, приобретает навыки преподавания музыки, подготавливает детский песенный репертуар.
Потом можно подумать, что тут нечто вроде филиала института иностранных языков. Студентки стараются говорить между собой по-английски, французски или немецки не только на уроках. Ведь им надо хорошо владеть языком, чтобы затем легко учились ему и малыши детских садов.
Уже на втором году обучения начинается практика. В этот день многое меняется в их жизни. К именам прибавляются отчества. Пятнадцать лет и все свойственное этому возрасту остается дома, и всему, чему научили их в семье, в школе, в училище, начинают учить они сами. Это очень важный и полезный день. Не со слов преподавателей — сами убеждаются едва выросшие из косичек девчонки, что будущему воспитателю действительно надо знать все на свете.
Тому, кто впервые, перешагнет порог училища, может показаться, что здесь чересчур много преподается наук и осваивается ремесел. Но от студентов, побывавших хоть раз на практике в детском саду, этого не услышишь. Там все оказывается нужным: и их умение обращаться с кино- и фотоаппаратурой, и знание детской литературы, анатомии, методики преподавания счета, ботаники, зоологии.
В училище преподавание всех этих наук поставлено всерьез. Может быть, в детском саду будущим воспитателям придется учить своих питомцев лишь вдевать нитку в -иголку. В училище же проходят весь курс портняжного мастерства. Очень не лишние навыки в жизни! На первых порах малышам придется показывать, как проводятся ровные линии цветными карандашами. А студенты получают солидное художественное образование. Для многих из них именно живопись и скульптура затем становятся вторым увлечением в жизни. Не считая студий при кукольных театрах, у нас в стране нет учебных заведений, которые готовили бы артистов-кукольников. Конечно, музей кукол в театре Сергея Образцова несравненно солиднее и богаче. Но зато любая из его кукол может позавидовать всем умеющим двигаться и говорить Петрушкам И Колобкам училища. Ибо «живут» они с утра до глубокой ночи. «Кукловождение» здесь один из самых любимых предметов.
Широкое образование, безусловно, продиктовано спецификой будущей профессии студентов. Ведь воспитатель — это прежде всего всесторонне развитый, высококультурный человек. Такими и хотят видеть своих выпускников преподаватели училища.
Во дворе детского сада к нам подкатился пушистый белый шарик, из которого торчали синий помпон и лопатка для песка.
— А я знаю, как стать большим! — доверительно сообщил шарик. — Надо слушаться воспитательницу, маму, папу, бабушку, дедушку и хорошо есть суп...
Подчас очень мудрыми бывают пятилетние дети. Но взрослые совершенно справедливо полагают: одних этих условий недостаточно, чтобы выросли из смешных, лукавых, наивных и очень-очень разных Петь, Тань. Ир, Вовок, Сереж настоящие люди. Взрослые предъявляют много требований и ставят много условий в первую очередь тем, от кого зависит будущее этих малышей. — воспитателям. Главное условие, чтобы воспитателями становились только те, кто любит детей. Поэтому при приеме в педагогическое училище явное предпочтение отдается тем, кто уже серьезно попробовал повозиться с детьми в семье, во дворе, в школе, пионерском лагере. Особняк на Садовой... Внутри него любопытно переплелись старинная архитектура и вполне современное художественное оформление помещений. Уютные уголки с креслами, торшерами, журнальными столиками создают какую-то особенную атмосферу тепла. Много людей идет мимо маленького здания, затерявшегося среди домов-великанов. И мало кто знает о том, что здесь учат тех, кто будет воспитывать детей.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.