8 ноября 1938 года 17 - летний еврейский юноша вошел в здание германского посольства в Париже и выстрелом из револьвера убил секретаря посольства фон Рата.
Обстоятельства убийства были более чем странные. Никому неизвестный юноша совершенно беспрепятственно проникает в кабинет к самому секретарю посольства. Посольство тщательно охраняется, но у юноши никто не спрашивает ни удостоверения личности, ни имени, ни адреса, ни письменного объяснения цели его визита. Все это дает повод предполагать, что убийство фон Рата - фашистская провокация.
Но так или иначе это убийство было на руку правителям фашистской Германии. Им нужен был какой - нибудь повод для того, чтобы начать гнусную антисемитскую кампанию, которую они давно уже готовили.
И действительно, тотчас же после полученного из Парижа сообщения об убийстве фон Рата, банды штурмовиков, заранее подготовленные, заранее переодетые в штатское платье, по заранее разработанному плану вырвались на улицы и стали грабить заранее отмеченные белыми надписями еврейские магазины, кафе и мастерские.
Но разгромом магазинов дело не ограничилось. Евреев вытаскивали из квартир, выбрасывали через окна на улицы, арестовывали и истязали в застенках Гестапо. В одном только Берлине было арестовано 10 тысяч евреев. В некоторых районах Германии было арестовано все мужское еврейское население в возрасте от 16 до 60 лет. В Касселе почта все еврейские дома были разгромлены, а затем сожжены. Евреев согнали в одну большую толпу, и пожарная команда поливала их водою. В Дюссельдорфе потерявшие человеческий облик громилы из отрядов «гитлеровской молодежи» вытаскивали на улицу еврейских девушек, срывали с них одежду и заставляли нагих танцевать на мостовой.
Дикая и отвратительная охота на евреев продолжается и по сей день, а вдобавок ко всему на еврейское население Германии наложена контрибуция в 1 миллиард марок!
Фашистские газеты пытались объяснить этот организованный одновременно по всей Германии еврейский погром «массовым взрывом народного возмущения». Какой наглый обман! С чувством глубокого негодования и стыда наблюдали германские граждане за кровавыми действиями гитлеровских молодчиков. Во многих местах произошли столкновения между гитлеровцами и народом, бравшим под свою защиту евреев. В Бреславле, Ганновере, Франкфурте, Кельне, Эссене, Гамбурге и других городах группы солдат и население защищали избиваемых штурмовиками евреев. Во время схваток были ранены десятки солдат, рабочих и штурмовиков. В Лейпциге три солдата взяли под свою защиту нескольких еврейских ребятишек, за которыми гнались фашисты. Отряд «гитлеровской молодежи» до полусмерти избил этих солдат. В центре Берлина, на Потсдамской площади, был изувечен солдат германской армии, защищавший группу еврейских женщин и детей. «Стыдно теперь называться немцем», - говорили между собой в эти дни немецкие рабочие, служащие, интеллигенты.
Народ Германии ни в какой мере не поддержал погромщиков. Уже это одно бросает яркий свет на подоплеку погрома.
Преследования евреев и еврейские погромы не прекращались в Германии со времени захвата фашистами власти. Особенной силы эти преследования достигали в тот момент, когда фашисты встречались с особыми затруднениями в своей внешней или внутренней политике. Так, гонения на евреев усилились после 21 мая 1938 года, когда Гитлеру, собиравшемуся ворваться в Чехословакию, пришлось отступить.
Но ведь теперь как будто бы Гитлер «победил», Чехословакия расчленена. В том - то и дело, что «победа» эта кажущаяся. Захват чехословацких земель не улучшил «и экономического, ни политического положения фашистской Германии. Трудности фашистского режима еще больше усилились, недовольство растет с каждым днем.
Всему миру известно, как провожало население Германии воинские эшелоны, направлявшиеся к чехословацким границам. Как бросались на рельсы, задерживая поезда, жены мобилизуемых, как бастовали рабочие, которых мобилизовали на строительство укреплений. В Саарбрюкене, на фронтоне городского театра, накануне выступления Гитлера красной краской был выведен лозунг «Время готовит месть». Фашисты знают, что время работает против них, и сделали попытку отвести от себя негодование масс через громоотвод антисемитизма.
Была еще одна грязная мыслишка у фашистских заправил, организовавших еврейский погром. Бюджетные затруднения фашистов чрезвычайно велики. Когда фашисты пришли к власти, в государственном банке был запас золота в миллиард марок. Теперь там не осталось золота и на 70 миллионов. Грабя еврейские магазины, конфискуя еврейские счета в банках я сберегательных кассах, фашистские разбойники с большой дороги хотят пополнить свою истощенную казну.
Не впервые умирающие классы хватаются за отравленное оружие антисемитизма - оружие обреченных.
В первом номере «Искры» в 1900 году Ленин писал: «Правительства, которые держатся только силой штыков, которым приходится постоянно сдерживать или подавлять народное возмущение, давно уже сознали ту истину, что народного недовольства не устранить ничем; надо попытаться отвлечь это недовольство от правительства на кого - нибудь другого. Разжигают, например, вражду к евреям: площадные газеты травят евреев, как будто бы еврейский рабочий не страдает точно так же, как русский, от гнета капитала и полицейского правительства» (Ленин. Т. IV, стр. 63).
Блестящую по яркости и исчерпывающую по существу характеристику антисемитизма дает товарищ Сталин.
«Национальный и расовый шовинизм, - писал товарищ Сталин в ответ на запрос еврейского американского телеграфного агентства, - есть пережиток человеконенавистнических нравов, свойственных периоду каннибализма. Антисемитизм, как крайняя форма расового шовинизма, является наиболее опасным пережитком каннибализма. Антисемитизм выгоден эксплуататорам, как громоотвод, выводящий капитализм из - под удара трудящихся. Антисемитизм опасен для трудящихся, как ложная тропинка, сбивающая их с правильного пути и приводящая их в джунгли. Поэтому коммунисты, как последовательные интернационалисты, не могут не быть непримиримыми и заклятыми врагами антисемитизма».
Оружие антисемитизма никогда не приносило победы тому, кто вынимал его из ножен. В конце средних веков властители германских княжеств устраивали еврейские погромы, пытаясь таким путем спасти умиравший феодальный строй. Ничего из этого у них не получилось.
В 1789 году, накануне великой французской революции, чтобы спасти свои замки от надвигавшегося урагана, сеньоры натравили народ на евреев и «принесли их в жертву народным страстям», - как писал автор одной анонимной брошюры. Но это не спасло их от революции.
Накануне революции 1905 года, когда в России нарастало революционное возмущение, директор департамента полиции Лопухин написал докладную записку в совет министров.
В этой записке Лопухин жаловался на то, что полицейская пружина ослабела теперь, «при современном состоянии общества, когда в России широко развивается недовольство существующим порядком вещей и сильное оппозиционное движение».
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
Отклики на письмо тов. К. Сахаровой