Опасные «артисты»

В Торопов| опубликовано в номере №767, май 1959
  • В закладки
  • Вставить в блог

Как снимался цветной фильм «Звероловы»

Много кинокартин, посвященных разным областям знаний, выпускает Московская студия научно - популярных фильмов. Особенно большим успехом пользуются у зрителей те из них, в которых наряду с актерами участвуют такие хищники, как тигры, медведи, барсы, рыси, волки. Надо сказать, что эти фильмы, как правило, снимаются без применения каких - либо кинотрюков. Но не всегда и не все эпизоды, связанные с жизнью зверей, птиц и рыб, можно снять, или, как говорят кинематографисты, подсмотреть, киноглазом на натуре, в естественных условиях: в лесах, горах, озерах и морях...

Приведу, к примеру, такой весьма вероятный случаи.

Преследуя зверя в дальневосточной тайге, охотники неожиданно натолкнулись на совсем еще свежие следы смертельной схватки тигра с кабаном, которая закончилась победой хищника. Была ли возможность снять подобный эпизод для кино? Конечно, нет. Ибо нельзя предугадать, где именно произойдет такая схватка и сколько времени придется выжидать ее в тайге. Поэтому съемки таких эпизодов специально организуются.

Нужные результаты достигаются с помощью специалистов - дрессировщиков. Много времени и труда затрачивают они для того, чтобы звери хорошо справлялись со своими «ролями».

Во время работы над фильмом «Звероловы» как раз требовалось снять момент борьбы тигра с кабаном - секачом. Никто не мог знать, чем кончится поединок этих двух сильных зверей, так как тигр и кабан были одинаковых «весовых категорий» и обоих природа наделила довольно длинными и острыми клыками. С кабаном дело обстояло гораздо проще: ему предстояло участвовать только в одной сцене. А исполнитель главной роли, тигр «Тайфун», обитатель Бакинского зоопарка, должен был еще сниматься в других эпизодах. Вот почему постановщик фильма Г. Нифонтов и режиссер - дрессировщик А. Жадан не хотели подвергать опасности жизнь «Тайфуна». Зная по опыту, что замена четвероногого «артиста» дублером остается для зрителя незаметной, они решили поединок провести с дублером, то есть с подставным тигром. Из Ленинградского зоопарка срочно был доставлен на самолете бывший житель» уссурийских дебрей тигр «Амур». Для съемок сцен боя пришлось соорудить вольер - огородить железными решетками небольшой участок леса. Когда операторы, расположившись в трех различных точках, залегли у аппаратов и приготовились к съемкам, в вольер пустили кабана, а затем тигра. Все были уверены, что сейчас произойдет кровавая драка.

Но ничего подобного не случилось. «Амур», этот грозный на вид зверь, оказался на редкость трусливым и боя не принял. После этого ничего не оставалось, как рискнуть главным исполнителем. «Тайфун» оказался более смелым и энергичным зверем. Завязалась ожесточенная борьба. Решетки вольера содрогались от мощных ударов. Тигр, как более подвижный зверь, ловко избегал острых клыков кабана-секача. Он стремительно бросался на него сзади н хватал своими мощными клыками за щетинистый загривок.

Стараясь заснять самые острые моменты боя, операторы то и дело перебегали с места на место. Был такой момент, когда оператор Георгий Хольный чуть серьезно не пострадал во время съемок. На бленде объектива его киноаппарата до сих пор сохранились следы от клыков и когтей тигра...

В фильме показан также поединок с рысью. Но на этот раз в единоборство со зверем вступил человек. Для того, чтобы эпизод получился более впечатляющим, артист Иван Савкин согласился сам репетировать и сниматься во всех сценах. Не раз рысь кусала и царапала его, но актер бесстрашно продолжал сниматься.

Есть в фильме, поставленном по сценарию С. Бурлюк и А. Жадана, и много других интересных эпизодов, например, ловля сайгаков, пеликанов, дикобразов, схватка человека с горным орлом - беркутом.

Роль главного героя - охотника-зверолова Егорова - исполняет молодой артист Иван Савкин. В фильме заняты и такие известные артисты, как И. Коваль - Самборский, Б. Ситко, Г. Милляр. Натурные кадры снимались под Москвой, Ленинградом, в Казахстане, Киргизии и на Дальнем Востоке.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Что такое память?

Из письма в редакцию