Олег Табаков, как он есть

Ю Смелков| опубликовано в номере №854, декабрь 1962
  • В закладки
  • Вставить в блог

На улицах, в киосках «Со-юзпечати» продаются открытки из серии «Антеры советского кино». Вероятно, от этих открыток есть и какая-то польза, но вреда все-таки больше: они учат поклоняться, не вдумываясь, и любить, не рассуждая, они способствуют рождению культа «кинозвезд», чуждого нашему кино. А нередко они просто искажают истину. Посмотрите сами, много ли общего у приятного молодого человека с обворожительной улыбкой, изображенного на одной из таких открыток, размноженной в сотнях тысяч экземпляров, с фотографией рядом – обыкновенным, серьезным человеком в очках. Этот человек и есть Олег Табаков – актер театра «Современник» и кино. Как у всякого актера, у него много лиц – столько, сколько ролей он сыграл, но ни одно из них не похоже на то, что вы видите рядом. Мы хотим показать вам... Олегов Табаковых – разных, но одинаково интересных.

* * *

Его зовут Анатолий. Это герой повести А. Кузнецова «Продолжение легенды» из спектакля «Современника», сделанного по этой повести. В литературу и театр он пришел из жизни: он говорит от имени тысяч своих сверстников, окончивших десять классов школы и поступивших в первый класс жизни. Перед такими, как Анатолии, десятки путей и дорог, и они напряженно, иногда мучительно трудно ищут одну-единственную, свою дорогу к счастью, а не только к личному благополучию.

Эти мальчишки очень похожи на молодых актеров тогда только что родившегося «Современника», который говорил о них и с ними так горячо и честно, как им было нужно. И исполнение роли Анатолия стало этапом в работе Олега Табакова над образом современника.

* * *

Кино создает театральному актеру популярность; одним из следствий этой популярности являются те самые открытки, с одной из которых мы начали рассказ об Олеге Табакове. Но кииогерой Табакова тоже имеет весьма мало общего с персонажем этих открыток. В разных фильмах разных режиссеров он играет, по сути, один и тот же образ – нашего современника, молодого человека наших дней.

Он играл Олега в пьесе В. Розова «В поисках радости» и в фильме «Шумный день», снятом по этой пьесе. Это самый юный из его героев – ему всего шестнадцать, – и в нем Табаков как бы собрал все лучшее, что есть в нашей молодежи. Он стремится бороться за то, чтобы жизнь была прекрасной, высокой и чистой и знает, с кем нужно бороться. И бунт его – он рубит отцовской саблей мебель, которая задавила людей, – по-детски наивен, но по-взрослому решителен.

* * *

Вряд ли это можно назвать лицом. пожалуй, самый мягкий термин, пригодный в данном случае, – физиономия. Физиономия пошляка и нахала. Это маляр Ковалик из пьесы чешского драматурга В. Блажека «Третье желание». Сейчас он доволен и благодушен, потому что дорвался до дарового французского коньяка и упивается им без зазрения совести. Но вообще-то Ковалик недоволен. Недоволен тем, что приходится работать. Тем, что никак не удается заграбастать столько, сколько хочется. А хочется ему многого: жратвы, выпивки, квартиру побольше – и все бесплатно, все без труда.

Олег Табаков превратил свое лицо в «мурло мещанина», то самое, о котором говорил Маяковский и которое, видоизменяясь и приспосабливаясь, старается пробиться и в наши дни, в нашу жизнь. В этом превращении актеру помогли не только грим и парик, но и его собственная, человеческая и гражданская ненависть к мещанству во всех его проявлениях.

* * *

О сложнейшей профессии театрального режиссера некоторые знают лишь понаслышке. Зрители приходят смотреть спектакль, и если это премьера, то видят, что после окончания спектакля выходит еще какой-то человек без грима, который обнимает актеров и тоже кланяется зрителям. Это и есть режиссер – создатель спектакля, идеолог, воспитатель и организатор театрального коллектива. Человек, который должен подчинить замыслу драматурга, автора пьесы, которую он ставит, все средства театральной выразительности – игру актеров, творчество художника, композитора, работу осветителей, костюмеров и рабочих сцены.

Так вот, режиссер Олег Табаков – постановщик спектакля «Белоснежка и семь гномов». Спектакль получился веселый и остроумный.

На этих фотографиях вы видите только один из этапов работы режиссера над спектаклем – тот, на котором он должен пережить всю гамму человеческих чувств и настроений за всех актеров.

Нет, мы вовсе не предлагаем вам умиляться этой сценой из семейной жизни популярного актера. Конечно, дети приносят очень много радости родителям (и семья Олега Табакова не представляет исключения). Но вместе с тем давно выяснено, что ребенок тоже человек, причем человек, требующий внимания, заботы и, что самое главное, времени гораздо больше, чем любой взрослый. А где взять это самое время актеру, у которого утром репетиции, вечером спектакль, в выходной день киносъемки, а где-то в промежутках между всем этим заседания Совета театра (это высшая власть в «Современнике»), выступления на премьерах очередного кинофильма с его участием и еще десяток-другой срочных, важных и неотложных дел. Так что момент, изображенный на этой фотографии, не так уж часто встречается в жизни Олега Табакова, вероятно, гораздо реже, чем ему самому хотелось бы.

* * *

Жизнеописание Олега Табакова, разумеется, не исчерпывается тем, что вы увидели на этих фотографиях. Кое-что просто не очень годится в качестве сюжета для фотокорреспондента, но может быть темой отдельного рассказа об этом актере и театре, в котором он работает. Как, например, рассказать в фотографиях о том, что Олег Табаков – комсорг театра «Современник» (и был делегатом XIV съезда ВЛКСМ)? Да и нужно ли делать снимки на эту тему? Не проще ли познакомиться с «Современником» (или хотя бы с тем, что пишут и говорят об этом театре) и самому убедиться в том, что свою первую и главную задачу – создавать хорошие, интересные, современные спектакли –комсомольцы театра выполняют успешно. Их много в «Современнике», ведь большинство актеров этого театра – молодежь. В этом одна из основных причин его популярности. Едва возникнув, «Современник» стал своеобразным «магнитом» для молодых москвичей. Но дело, конечно, не только в возрасте актеров – гораздо больше привлекало их стремление говорить о сегодняшней жизни, ставить и обсуждать сегодняшние проблемы, искать современные темы.

Мы увидим Олега Табакова в новых ролях – более серьезных, более глубоких, чем те, что он играет сейчас Хочется надеяться, что и театр и один из лучших его актеров не утратят своей доброй славы, а приобретут новую, еще более весомую.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Сквозь пятое измерение

Фантастический рассказ

Проза наших дней

Четвертое поколение?