Олег Матюхин

А Фролов| опубликовано в номере №988, июль 1968
  • В закладки
  • Вставить в блог

...Потом в моем блокноте появилась такая запись: «Был у Олега дома. Живут скромно. В небольшой комнатке — масса книг. Взял одну наугад — «Материаловедение», другую — «Моби Дик» Мелвилла. На стеллажах — четвертое издание Сочинений Ленина, самоучители немецкого и английского языка. Обилие книг — пища для размышлений или добрая надежда восполнить пробелы?.

Олегу не пришлось вовремя закончить школу Среднее образование получил после армии. Работал и учился. Думает поступить в кораблестроительный институт...»

В тот вечер наша беседа началась с разговора о танкере «Комсомолец Ленинграда». Танкер строят здесь же, на Балтийском заводе, но вообще-то он детище ленинградского комсомола. Каждая организация, помимо субботников в фонд строительства, делает какой-то подарок. К примеру, скажем, завод Козицкого — цветной телевизор. Проектные организации района — библиотеку. На танкере будет музей истории городского комсомола. Олег вел монтаж на этом судне, а потом (он говорит об этом с огорчением) перекинули на другой, «горящий» объект...

Я спросил его, о чем он думает сейчас, о чем мечтает.

— Если в личном плане и если на ближайшее время, — так он сказал, — хочется попасть на ходовые испытания «Комсомольца»... И, пожалуй, вот еще что — вытянуть своих стажеров. Они у меня ребята золотые...

С декабря месяца к Олегу прикрепили двух мальчишек из заводского ПТУ. Он с ними возится, натаскивает в слесарных премудростях.

— Я им говорю: исконный инструмент корабела — гаечный ключ. А они мне: «История учит нас другому. Разве финикияне, первые, можно сказать, мореходы, строили свои корабли гаечными ключами? Топором, Олег, топориком». Каковы?

Он сказал мне, что за десять лет работы он заметил любопытную нарастающую тенденцию: молодежь приходит на завод не от нужды. Сильна романтическая струя — одно. И другое — работа стала интеллектуально напряженней. Она уже не пугает молодого парня однообразием и монотонностью. Руки работают в согласии с головой. И не потому ли ребята (его, Олеговы ребята) склонны к рационализации, более мобильны, вдумчивы, общественно активны?

— Недавно говорит мне Толя Сергеев, один из мальчишек: «А что, Олег, место в жизни не обязательно должно быть под солнцем?» Я его в шутку спрашиваю: «Это ты на наш трюм намекаешь?» «Да, — отвечает серьезно. — А разве ты думаешь, что работа слесаря-монтажника не место в жизни?»

Олег говорит о своих подопечных нежно, хотя, взыскуя честности в отношении к делу, он бывает с ними, признавался сам, порядком строг.

— Тут как-то я спрашиваю ребят, уже как член цехового комсомольского бюро, прочли ли они очередную работу Ленина в плане ленинского зачета. «Прочли...: — отвечают. — И еще сверх того...» «Ну, а уяснили что-нибудь для себя?» «Уяснили», — говорят, и вижу я, что-то мнутся мои хлопцы. «Олег, — говорят, — все это здорово — подкреплять свою убежденность каждодневной работой в поле и у станка. А попробуешь сделать практический шаг — ноги ошпаришь. Тут тебе и бюрократы, и лихоимцы, и сачки (так они' называют лентяев). С чего начать?»

Я им сказал, что в одиночку действительно с беспорядками не справиться. Есть комсомольская организация — организация молодежи, а не для молодежи. Уяснили? Нечего ныть и попусту сгущать краски. Работайте, объединяйте усилия — вот вам и будет по-ленински... Поняли. Сейчас хоть и со скрипом, но работают в заводских общественных объединениях...

...Мы еще долго обсуждали с Олегом заводские дела, играли в шахматы, говорили о Ленинграде, о предстоящем туристском слете, который Олег организует. Потом по радио объявили о смерти Роберта Кеннеди. Мы молча переглянулись. А Олег сказал мне:

— Знаете, есть великолепная строчка: «Добро должно быть с кулаками для тех, кто лезет на добро...»

И последняя запись в моем блокноте:

«Зашел к секретарю обкома комсомола. «Ну как Олег Матюхин?» — спросил он. «Хороший парень», — ответил я. «Так вот, мы посылаем его делегатом в Софию на фестиваль, — сказал секретарь. — Единственный рабочий делегат от всего Ленинграда...»

Я рад за Олега...

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены