Малейший крен самолета каждый пилот чувствовал всем своим существом и элеронами - подвижными частями крыльев - и рулем глубины поправлял лет корабля.
Временами казалось, что самолет, завидев что - то на реке или в тайге, будто живой присматривается к низу, скланяясь то на левое, то на правое крыло.
Самым молодым, полным радости жизни, на воздушном корабле шел пилот Страубе. Ему было всего лишь двадцать восемь лет. По окончании средней школы он ушел в военно-морское училище, где проучился около трех лет и перевелся в высшую школу летчиков - наблюдателей. Страубе окончил не только эту школу, но также и высшую военную школу воздушной стрельбы и бомбометания и школу морлетов. Он получил персональное назначение в тяжелую эскадрилью на Черном море и вскоре был переведен на родную Балтику. За год до знаменитой спасательной экспедиции ледокола «Красина» Страубе был произведен в старшие летчики. Страубе шел вторым пилотом воздушного корабля «Красный медведь», которым командовал Чухновский. Экипаж корабля, искавший дирижабль «Италия», обнаружил во время воздушной разведки группу Мальмгрема на льду Свальбарда и дал знать о ней на ледокол. За подвиг во льдах экипаж «Красного медведя», в том числе и пилот Страубе, был награжден орденами Красного знамени. Позднее он принимал участие в воздушной экспедиции по спасению летчика - американца Эйельсона и провел три карских - кампании.
Командир «Комсеверпути 2» Липп был самым старшим в экипаже воздушного корабля. Он воевал с Юденичем и был членом ревкома, членом тройки в Красном селе. Он закончил ленинградскую школу авиамехаников, теоретическую школу авиации в городе Егорьевске в ста километрах от Москвы, самарскую школу морлетов и авиационные курсы при военно-морской академии. На линкоре, подлодке, эсминце и заградителе он проходил практическое плавание и незадолго перед своим первым полетом на север закончил курсы усовершенствования комсостава Военно-воздушной академии имени Жуковского. Липп командовал разведывательным отрядом, откуда был натравлен на работу во Всесоюзное объединение гражданского воздушного флота.
Перед каждым полетом слышно было, как Страубе, закончив паковку ушей и затянув ремешком шлем, полуобернувшись к моторам. кричал борт - механику:
- Давай кормовой! Побежимов немедленно отвечал:
- Даю задний! - и исчезал по лестничке наверх к моторам. И через секунду, со свистом разрезая воздух, уже вертелся кормовой винт корабля, содрогая корпус самолета. С начала октября Побежимов работал механиком в авиации, дрался на фронте под Гатчиной и с чехословаками в Самаре. Он работал на всех авиамоторах, начиная с исторического «Гнома». На первом аэроплане, который прилетел на остров Врангеля, борт - механиком шел Григорий Трофимович Побежимов. За этот исторический полет на «Юнкерсе 13» он получил высшую награду - орден Красного знамени.
В Карское Побежимов летал два раза.
Когда снижался самолет и задним реданом лодки резал вспененную воду, летнаб в носовой кабинке готовился уже отдавать якорь, ожидая остановки корабля. Летнаб и выбирал всегда якорь перед полетом. Лев Васильевич Петров, летнаб «Комсеверпути 2», начал летать с 1917 года. Улетая на красный фронт, имел однажды аварию, сломал ногу и два ребра. Петров прошел службу в авиации, начиная с помощника моториста. За работу на турк - фронте он был награжден орденом бухарской звезды и на красном фронте был начальником штаба Сводной авиагруппы. Лучшие свои молодые годы Петров провел на красном авиационном фронте.
В. Карской экспедиции Петров шел навигатором во второй раз.
Таковы были люди - птицы с воздушного корабля «Комсеверпуть 2».
На стоянках задорно - веселые и сосредоточенно - серьезные во время полета, воздушники всюду, где они появлялись, привлекали к себе общее внимание и расположение.
Однажды на стоянке в Енисейске, когда воздушники проходили с песнями по бульвару на - бережной, к ним подошел один человек и тихо сказал:
- Товарищи, нас замечают!
Этим самым он хотел сказать, что летчики пьяны и все это видят.
Он не понимал, этот тупой мещанин, что налетавшись вдоволь люди пели, как поют птицы, когда с швами не выразить радости жизни. (Продолжение следует).
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.