Один против танка

Борис Лавренев| опубликовано в номере №1386, февраль 1985
  • В закладки
  • Вставить в блог

Так это было на войне

Я видел человека, взявшего в плен совершенно исправный немецкий танк. Он взял его один, без чьей-либо помощи, вооруженный только винтовкой, двумя маленькими гранатами и коротким ножом в кожаных ножнах.

Человек этот — младший командир морской пехоты, сражающейся с гитлеровцами в гористой местности Северного Кавказа, — Сергей Клименко.

Он высок, атлетического сложения. Полосатая тельняшка туго обтягивает его выпуклую грудь, неприкрытую расстегнутым матросским бушлатом. У него смуглое лицо, горячие глаза с янтарным огоньком, густые черные брови и курчавые волосы. Он немного похож на цыгана.

По специальности Клименко снайпер. Раньше он был командиром кормовой пушки на миноносце. После гибели родного корабля, потопленного в Черном море вражеской торпедой, он ушел в морскую пехоту, чтобы расплатиться с немцами за свой миноносец и погибших товарищей. Он спокойный и неторопливый стрелок. За три месяца Клименко уничтожил семьдесят девять гитлеровцев.

В день, о котором я хочу рассказать, Клименко рано утром выполз из окопов своей части на обычную снайперскую охоту. Его рота занимала позицию на гребне высоты, поросшей колючим кавказским кустарником.

Накануне наблюдение заметило подозрительное движение в овраге, лежавшем на левом фланге позиции. Там то появлялись, то скрывались зеленые мундиры солдат немецкой горной дивизии. Очевидно, враги готовили какую-нибудь операцию с фланга.

Клименко решил выяснить причину этой подозрительной возни. Для этого ему нужно было спуститься по склону в овраг, перебраться через его русло, впезть на противоположный склон и просмотреть местность. А если будет возможно, то и вписать в свою снайперскую книжку еще несколько метких выстрелов.

Клименко осторожно сползал между кустами, прячась за каждым камнем, внимательно осматриваясь и выжидая. Он уже почти достиг дна оврага, когда услышал за поворотом глухое фырканье и скрежет. Было похоже, что по дну оврага пробирается какой-то крупный и тяжелый зверь.

Клименко притаился за камнем и замер. Фырканье приближалось, и вскоре из-за изгиба оврага вышел средний немецкий танк. Он двигался по руслу, хрустя раздавливаемой галькой.

Клименко на мгновение растерялся. Он понял, что танк идет разведывать фланг позиции и может наделать бед. А остановить это стальное чудовище было нечем. Стрелять из винтовки по щелям? Но танк откроет огонь из пушки. Бросить гранаты под гусеницы? Но гранаты слабые — они не причинят вреда.

А пока Клименко раздумывал, танк приблизился почти вплотную к месту, где лежал краснофлотец. И тогда Клименко пришла в голову дерзкая мысль, которая могла возникнуть только у безумно храброго человека.

Он пощупал нож на поясе и еще больше прижался к земле. Танк прошел мимо. Люк его на мгновение открылся, выглянул враг, огляделся, но, не заметив ничего, скрылся, снова прикрыв крышку.

Как только низкий зад танка миновал краснофлотца, Клименко вскочил, неслышно, по-кошачьи догнал танк и бесшумно вскарабкался на него. Там он присел на корточки сзади башни и стал ждать. Прошло несколько минут, и крышка люка вновь поднялась. Немец высунулся по грудь, обернулся и увидел Клименко. Но, прежде чем он схватился за крышку люка, Клименко по рукоятку вогнал нож в его шею. Немец булькнул горлом и провалился вниз. Из танка послышался тревожный оклик. Тогда Клименко бросил внутрь гранату и прихлопнул люк. Ударил глухой взрыв. Крышку подбросило волной воздуха, и из танка повалил дым. Подождав минуту, Клименко решительно полез в люк. Он обнаружил там разорванные тела двух врагов и водителя, лежащего без сознания на рычагах.

Клименко подумал, что убиты все трое, и ему стало досадно. Он не знал, как управлять танком, а оставить так ловко захваченную машину не хотелось. В это время водитель очнулся. Сперва он хотел схватиться за пистолет, но Клименко ударом сапога выбил оружие у немца. Водитель поднял руки и запросил пощады.

Тогда Клименко при помощи не очень деликатных жестов втолковал немцу, чтобы тот дал ход танку и вел бы его по указаниям моряка.

Немец послушно закивал и включил сцепление. Танк двинулся. Клименко, стоя на месте командира, покрикивал на немца, обозначая правые и левые повороты ударами ноги то в правый, то в левый бок водителя.

Танк помчался на полной скорости и выскочил на открытое место перед советскими окопами. Клименко обрадовался, увидев линию родного бруствера, но в ту же секунду град пуль ударил по броне танка, и краснофлотец испуганно нырнул внутрь, поняв, что ничего не знающие о происшествии товарищи приняли танк за вражеский и открыли огонь.

Тогда Клименко проткнул штыком свою матросскую фуражку, выставил ее в люк и стал размахивать ею.

Краснофлотцы прекратили стрельбу, и танк, перевалив через окоп, оказался в нашем расположении. Клименко выскочил из танка и выволок пленного...

Ноябрь 1942 г.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Казачье племя

Так это было на войне

Доверие

24 февраля — выборы в верховные советы союзных республик и местные советы народных депутатов

Мститель

Так это было на войне