Образ глубокий, многогранный

Д Аркадьев| опубликовано в номере №972, ноябрь 1967
  • В закладки
  • Вставить в блог

В дни славного 50-летия Советской власти мы с особой теплотой и любовью обращаемся к памяти основателя нашей партии и государства. Любой эпизод из жизни Ильича, новый документ, позволяющий нам полнее понять его величие и человечность, наконец, неизвестные до сего времени изображения Ленина имеют для нас непреходящее значение. Необыкновенно дороги нам портреты. Ильича. Личность Ленина, его гений ученого, ум мыслителя, страстность трибуна, талант организатора, обаяхие человека - все это вдохновляло и вдохновляет советских художников. И одно из первых мест среди них принадлежит, несомненно, скульптору Николаю Андреевичу Андрееву, творцу бессмертной Ленинианы. Октябрьскую революцию Н. А. Андреев принял прямо и безоговорочно. К этому времени он был уже зрелым, сложившимся мастером, автором целого ряда широко известных произведений, в том числе и замечательного памятника Н. В. Гоголю. Но именно после революции талант Андреева раскрывается во всей его широте и многогранности. Андреев принимает самое деятельное участие в осуществлении ленинского плана монументальной пропаганды. В этот период он создает статую Свободы для обелиска в честь первой Советской Конституции, памятники А. И. Герцену и Н. П. Огареву перед старым зданием Московского университета, памятник А. Н. Островскому у Малого театра и многое другое. Желание работать над образом В. И. Ленина властно охватывает Андреева буквально с первых же месяцев революции. Как известно, Ленин не любил да и не хотел специально позировать художникам. Поэтому Андреев бывает на всех публичных выступлениях Ленина - на митингах, собраниях, съездах, конгрессах. «Где бы ни выступал Владимир Ильич, - вспоминает скульптор Н. Томский, хорошо знавший Н. А. Андреева, - среди присутствовавших неизменно появлялся коренастый бородатый человек, пристально разглядывавший Ленина и жадно зарисовывавший каждое движение ленинской руки, улыбку, взгляд». Впервые Андрееву удалось зарисовать Ленина во время его выступления в Большом театре в 1918 году. Затем он рисует Ленина в 1919 году на заседании ВЦИК. А в мае 1920 года Андреев получает доступ в кабинет Ленина в Кремле, с единственным условием «не мешать работать». И художник каждое утро к определенному часу приходит в Кремль и весь день трудится в углу ленинского кабинета, стараясь сидеть так незаметно, чтобы Ленин работал, позабыв о его существовании. Андреев же пристально наблюдает и набрасывает на бумагу ленинские черты. «Никакому другому художнику, - вспоминал Андреев, - не было дано столь близко и долго изучать Владимира Ильича». Результатом этой поистине титанической работы явилось несколько скульптурных портретов и около 300 рисунков. Все они послужили тем бесценным материалом, на основе которого была создана (главным образом уже после смерти Владимира Ильича) знаменитая Лениниана. Широко известны скульптуры Андреева «Ленин за письменным столом», «Ленин за работой», «Ленин слушает доклад», «Ленин на заседании Совнаркома», «Ленин в кресле», «Ленин в шубе и шапке», «Ленин на трибуне», «Ленин-оратор» и, наконец, «Ленин-вождь». Хорошо знакомы нам и графические портреты В. И. Ленина работы Андреева, изумительные по своей законченности и мастерству исполнения. Недаром, увеличенные до гигантских размеров, они украшают в дни революционных празднеств улицы и площади наших городов. Характерен отзыв об Андрееве известного советского художника, также много работавшего над образом Ленина, - И. И. Бродского: «Н. Андреева я считаю замечательным рисовальщиком и, пожалуй, лучшим из всех современных скульпторов. Его рисунки поражают сходством и законченностью. Мне кажется, что мы еще не сумели по заслугам оценить то, что сделал Андреев для увековечения образа Ленина в искусстве». Рисунки Андреева сильно различаются по своей законченности. Имеется несколько мастерски обобщенных портретов В. И. Ленина, выполненных цветными карандашами и сангиной. Это лучшие из всех когда-либо рисованных портретов Ленина. Кроме этих хорошо известных, законченных портретов В. И. Ленина, Андреев оставил множество набросков и зарисовок. Иногда это даже не портрет в полном смысле данного слова, а метко схваченный жест, поза. Иногда это лишь тщательно зарисованные отдельные части лица: нос, губы и чаще всего глаза, то добрые, улыбающиеся, то зоркие, проницательные. Много рисунков головы Ленина в различных ракурсах - в профиль, с поворотом в три четверти, сзади и т. д. Рисунки эти, повторяем, разной степени законченности. Но всех их роднит одно - скупыми графическими средствами художник дает глубокую портретную характеристику. Большинство «ленинских» рисунков Н. А. Андреева хранится в Центральном музее В. И. Ленина и Государственной Третьяковской галерее. Но несколько рисунков скульптор подарил своим друзьям, один из них - Марии Семеновне Морщинер, работавшей в те годы заведующей секретариатом Президиума ВЦИК. В скорбные дни после смерти Владимира Ильича (как явствует надпись на рисунке - 23 февраля 1924 года) Андреев пришел к Марии Семеновне с несколькими портретными набросками Ленина и предложил ей выбрать один из них на память. Мария Семеновна выбрала один портрет. В этом портрете, который публикуется впервые (см. обложку журнала), поражает изумительно переданный ленинский взгляд - устремленный, проникновенный. Чем больше смотришь на рисунок, тем ближе и полнее воспринимаешь дорогие ленинские черты. Несомненно, этот портрет войдет ценным вкладом в андреевскую Лениниану, в богатое собрание портретов великого Ленина.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены