Оборона Полтавы - один из ярчайших эпизодов петровских войн начала XVIII века. О том, как 6 1/2 - тысячный гарнизон маленькой крепостцы 2 1/2 месяца героически оборонялся от 30 - тысячной армии шведского короля Карла XII, считавшейся лучшей в мире, упоминают лишь вскользь, в связи с полтавским сражением. Между тем оборона Полтавы заслуживает того, чтобы о ней знали широкие массы трудящихся, знала молодежь нашей великой родины.
Южное, почти окраинное положение Полтавы, близ степей, где хозяйничали крымские татары, вызвало сооружение вокруг города невысокого земляного вала в деревянной одежде. На валу был построен палисад из бревен. Большая часть вала проходила над обрывом долины реки Ворсклы и была почти неприступна. Перед меньшей частью, обращенной к равнине, был вырыт ров, затруднявший штурмовые действия осаждающих. Шесть крепостных ворот были солидно защищены. Но все же при тогдашней военной технике взять крепость было довольно легко, тем более что укрепления Полтавы пришли в ветхость.
Когда войска Карла XII осенью 1708 года по призыву изменника гетмана Мазепы пришли на Украину, Петр приказал спешно исправить укрепления городов. Были приведены в порядок и запущенные укрепления Полтавы. Но и в исправленном виде крепость серьезного боевого значения не имела.
Было пополнено и вооружение крепости. К весне 1709 года она имела 22 медных и 6 чугунных пушек и к ним 620 ядер, 100 мешков картечи, 10 мешков дроби железной и 24 пуда пороха пушечного. Этого было явно недостаточно для длительной обороны.
Главную силу представляли люди. Петр умел их выбирать. Комендантом крепости он еще зимой назначил полковника Алексея Степановича Келена, храброго и энергичного человека, героя взятия Нотебурга (1702 год), Дерпта и Нарвы (1704 год), пользовавшегося безграничной любовью и уважением подчиненных.
Под командой Келена находился 4 - тысячный гарнизон. Две с половиной тысяче мужчин - жителей Полтавы - были тоже вооружены. Эти 6 1/2 тысяч человек, воодушевленные Коленом, сумели противостоять шведам, так как любили свою родину и ненавидели захватчиков.
Необыкновенно холодная зима, отсутствие продовольствия, враждебное отношение украинского населения, постоянные нападения русских войск - все это создало для шведов очень трудные условия. Вставал вопрос: что же дальше? Что делать с наступлением весны?
Запорожский атаман Гордиенко и Мазепа посоветовали Карлу XII взять Полтаву, и он ухватился за эту мысль. При удаче можно было бы воспользоваться находившимися в Полтаве запасами, которые, по словам изменников, были велики. Кроме того, взятие Полтавы должно было показать украинскому населению, что шведы еще достаточно сильны и могут победить войска Петра. И, наконец, взяв Полтаву, шведы приобретали опорный пункт на Украине, где можно было бы продержаться до прихода подкреплений от польского короля или от турок и крымских татар, которых уже давно пытался поднять против Петра Мазепа. Может быть, Карл XII рассчитывал и на то, что Петр в целях спасения Полтавы рискнет на решительное сражение, которого давно уже искал король. В успехе его в пользу шведов он, по-видимому, не сомневался.
В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.