Быт — сфера, где волей-неволей вращаются все: и академики, и мореплаватели, и плотники. И если у человека на работе все хорошо, а дома все плохо, от этого никуда не уйдешь. Статистики утверждают, что рабочий, которому жена не постирала рубашку, трудится в этот день ниже своих возможностей. Несвежая сорочка плюс плохое настроение тормозят общественный прогресс. То же самое делают испорченный душ, скандал за стенкой и плохо приготовленный завтрак.
«В ближайшие два десятилетия не будет условий для отмирания домашнего хозяйства» — социологи, как видите, не обнадеживают. И это грустно: циклотроны по-прежнему будут сосуществовать рядом с корытом и устаревшей газовой плитой. Привыкая на работе к рациональному и простому, дома мы тупеем и устаем от неблагодарной, непроизводительной топотни.
Помня ленинские слова о том, что «домашняя жизнь женщины — это ежедневное принесение себя в жертву в тысячах ничтожных мелочей», социологи стали прикидывать, можно ли при нынешних домашних условиях обеспечить женщинам «свободное развитие». Построили графики, огорчились и потребовали экстренных мер, грозя застопориванием прогресса и даже культурной деградацией. Пришлось посмотреть на быт с гораздо большей серьезностью. Очевидно, в результате такого рассматривания и родился исследовательский центр — Всесоюзный научно-исследовательский институт электробытовых машин и приборов.
Задача этого института — изучать современные бытовые приборы, советовать нашим предприятиям, что необходимо улучшить, а что и вовсе сиять с производства, и, конечно, создавать новые образцы, красивые и технически совершенные. Некоторые изделия института уже взяты на вооружение рижским «Страуме», Московским заводом имени Владимира Ильича, кишиневцами. Есть у «бытовиков» и свой опытный завод, на котором работает около тысячи человек.
Перед пристальным оком науки предстали не бациллы, элементарные частицы или гены, а скромные пылесосы, холодильники и стиральные машины.
Великие говорили, что новая наука рождается из потребности человека уяснить какое-либо новое явление. Быт как явление успел изрядно утратить новизну, дожидаясь своей науки. Теперь, на старости лет, он получил наконец возможность посмотреть на себя в микроскоп.
— За что вы приметесь в первую голову? — спросили мы в отделе перспективного планирования.
Начальник отдела молча протянул вот эту табличку.
Уход за детьми — 1,1 часа.
Уборка — 0,8 часа.
Отопление — 0,5 часа.
Приготовление пищи и покупка продуктов — 3 часа.
Стирка, глажка — 1,5 часа.
Прочие затраты — 1,4 часа.
Всего на домашнее хозяйство в семье из четырех человек (двое детей) — 8,3 часа.
— Наша задача — максимально «ужать» эти восемь с половиной часов, — сказал начальник.
«Говорили бы уж двенадцать», — подумала я, разглядывая таблицу, показавшуюся мне чересчур оптимистичной.
Всем знакома «Стиральная трагедия» Лема. Там, как помните, основная беда заключалась в том, что стиральные машины-роботы слишком много брали на себя. Беда наших машин противоположна — они слишком много оставляют хозяйке. Группа молодых конструкторов под руководством А. Листопада и занялась «вразумлением» стиральных машин. Машины должны не просто хорошо стирать, не портиться, не перевирать задания, но и занимать в кухне самый скромный пятачок, предоставляя хозяйке свою крышку как стол. Модель почти такой чудо-машины под звучным названием «Аэлита» проходит сейчас инстанции одобрения.
Как средство частичного раскрепощения хозяйки предложена посудомойка «Сюрприз», до зеркального блеска доводящая за три-четыре минуты самую запущенную посуду.
Боевыми каре выстроились в лабораториях всякие «Викинг-люксы» и «Флорты» — породистые детища бытовых фирм мира, оружие, выработанное человечеством в многолетней борьбе с бытом. Наши конструкторы хотят, чтобы все, что сделает институт, не только достигало, но и превышало уровень мировых стандартов. На стендах проходят испытание на прочность и надежность вентиляторы и полотеры, воздухоочистители и магнитофоны. Лаборатория бытовой техники, лаборатория звукозаписи, лаборатория привода и автоматизации и даже лаборатория игрушек. Кстати говоря, игрушка совсем не пустяк. Развлекая младшее поколение, она освобождает родителям лишний часок времени. И, надо сказать, фантазия художников и конструкторов поработала здесь вовсю. Крохотный телевизор «Кубик», экран которого может закрыть ладошкой четырехлетний карапуз; фильмоскоп, оживляющий героев диафильмов; переносный магнитофон «Сверчок», на котором сам ребенок может записать свой голос, бабушкину сказку, любимую песенку; миксер «Малыш», взбивающий вкусные молочные коктейли, — все это для детей.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.