- Сидишь на кружке и видишь, что другие много знают, больше твоего, а ты ничего, ничего - то не понимаешь. Другие и записывают быстро, а я как начну - сижу и копаюсь.
Это - распространенная практика на заводе: заниматься чуть ли не всей ячейкой. Вот хотя бы в первой смене фасовки. Тут всех комсомольцев без разбора, - будь ты грамотный и не умеющий читать, будь ты с шестилетним стажем и с двухмесячным, - записали в один кружок... новичков. А «программу» состряпали единую:
- Изучайте устав.
Кружок за все время своего существования не проработал шести сталинских указаний победы. Не дошли еще и до речи Постышева. Нечего удивляться, если слушатели не знают даже самых простых вещей, обязательных для каждого комсомольца. Что же касается истории большевизма, являющейся основой марксистско - ленинского воспитания, то она вообще программой не предусмотрена.
Кружок - не единичный...
Кому же доверено большевистское воспитание комсомольцев на заводе? Нередко - малограмотным, несведущим в элементарных основах политической науки. Чему, скажем, могут научиться ребята в кружке у Тюрина, если он на поверку не смог даже объяснить, что такое партия, и молчал, когда его спрашивали о диктатуре пролетариата. Или же - Гданин, кружковод во второй смене ремонтного цеха, откровенно заявивший, что ему некогда политикой заниматься. Или тот же Бухарев, для которого история комсомола - «темный лес». Или же, наконец, Ивицкий, не знающий сущности теории «мирного врастания кулака в социализм» и путающий авторов этой теории: «не то Троцкий, не то Бухарин»...
Их, разумеется, нетрудно перешибить любому сколько - нибудь толковому комсомольцу. Вот, к примеру, пропагандист в архитектурном цехе, парень из ФЗУ. Ни авторитета у него, ни уважения.
Товарищ Видович, машинист цеха, снисходителен к своему руководителю:
- Не совсем точно знает. Другой раз на занятиях делает ошибки. Но если ребята поправляют его, он нисколько не обижается, даже говорит спасибо, сознается... Может ли такой, в сущности политический недоросль, владеть отточенным оружием большевистского воспитания? Нет, конечно. «... Руководитель масс должен стоять идейно - теоретически выше той массы, которой он руководит» (Постышев). А здесь - совсем иначе, получается наоборот.
Товарищ Кудашев из мартена прав, когда говорит:
- У нас на заводе очень плохой состав пропагандистов. Вот возьмите нашего. Неквалифицированный. И не знает, как начать, как подойти. Берет книжку «Азбука ленинизма», прочитает из нее, а потом спрашивает: «Вы поняли?» И если молчат - бежит дальше. Вот и вся учеба. Разве же это занятия?
Так во многих кружках. Слушателей огорошивают сухой, монотонной трескотней. Напрасно они ждут здесь ответа на вопросы, возникающие за рабочий день. Тщетно они надеются разрешить с пропагандистом свои думы. Живые факты действительности существуют везде и всюду, но только не в учебе. Никакого осмысливания заводской практики нет. Политграмота вогнана в отвлеченный, измочаленный «курс». Она далеко еще не стала тут необходимым, действенным подспорьем молодому рабочему в его производственной работе и борьбе.
Немало конечно зависит от содержания программ - они все еще не пересмотрены, но, несомненно, решающую роль играет пропагандист. А вот здесь - то - неблагополучно. Вот почему пропагандистские кадры нуждаются в основательном освежении, в тщательном, кропотливом отборе, в серьезной, коренной переподготовке. Нужны крепкие рабочие ребята, выросшие в цехе, живущие его практикой. На них - наша основная ставка. Нужны новые люди, теоретический уровень которых стоял бы высоко.
Есть ли такие? Есть. Есть - и растут и выковываются в некоторых кружках, сумевших сочетать теорию с практикой строительных будней. Маленькая группка ребят, занятых на постройке заводского клуба, при энергичной помощи кружковода Анохина сумела привлечь на занятия многих рабочих. Нет помещения, нет литературы, нет пособий, а учатся с редким рвением и усердием. Сначала хорошенько прочли и проработали речь Постышева, а затем тут же дали каждому комсомольцу определенную нагрузку. Здесь развито соревнование, тут включились и партийная ячейка и цеховая газета в смотр марксистско - ленинского воспитания.
В третьей смене сталепроволочного сами слушатели взялись за переделку кружка. Обсудили, докопались до корней, узнали, почему прогуливает каждый, привлекли путем разъяснительных бесед новых слушателей. Итог отличный: еще месяц назад только 35 проц. молодежи училось, а сейчас - 60. Стебаков, Мешкова, Тараканов - упорные прогульщики - теперь ведут за собой весь кружок.
Комсомолку Байдакову в сталепроволочном приходят слушать не только комсомольцы, но и беспартийные и взрослые. Среди слушателей аккуратно появляется даже один старичок. Это значит: учеба захватила. Есть дисциплина, есть активность, есть внимание. И это оттого, что кружок фактически превратился в семинар, где каждому хочется выступить и поделиться своими мыслями.
В прокатке студентка - комсомолка из института «Сталь» тов. Курганова отдавала для кружка весь свой отдых. И она, в отличие от многих студентов (хотя бы того же Тюрина), не знающих, не изучающих завода, не черпающих в заводской жизни богатейшего материала для занятий, сколотила крепкую ударную бригаду политучебы. Этого достигла она крепкой, живой связью с цехом, умением использовать практику цеха для учебных целей. А помощником у Кургановой - новичок Ершов, лучший староста заводского комсомола. Его никто к новичкам и не причисляет, а ведь он в рядах союза только восемь месяцев. Ершов в сущности сам стал отличным пропагандистом. Он агитирует с вдохновением, даже когда собирает членские взносы. С каждым пареньком ведет беседу о значении уплаты взноса, о роли комсомольской дисциплины.
Кружок крепнет. И вместе с ним вырастает товарищ Ершов - оформляется в стойкого большевика.
В шеренге передовиков - Саша Иванов.
Он организатор и руководитель комсомольской смены прокатки, тоже энтузиаст. Но он настоящий, живой. Он - рядовой комсомола, его активист. Он показывает всей ячейке пример того, чего можно добиться, владея оружием политических знаний. Саша - один из аккуратных в кружке, хотя живет где - то за городом. Для него учиться политической грамоте - потребность, необходимость...
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.