- Какой же второй принцип вашего плана?
- Это скорее метод, а не принцип. Я долго думал, какой основной прием использовать для организации дня? Жизнь показала мне, что этот прием - разделение планируемого времени на «трудные» и «легкие дни». Скажем, я по институтскому расписанию знаю, что в такой - то день десятидневки мне предстоит особенно трудный зачет. Я так подгоняю распорядок ближайших к этому зачету дней, чтобы разгрузить их от всех лишних обязанностей. Эти обязанности я в своем плане перекладываю на ближайшие ко мне «легкие дни». Я их, так сказать, погружаю, эти самые «легкие дни».
Гудименко рассказал мне, как ему трудно приходилось, пока он не разбил время на «трудные» и «легкие» дни. Трудный день наскакивал на него неожиданно. Юношу охватывала оторопь. Он оставлял все остальные дела и наваливался на подготовку к зачету. Но со всех сторон его продолжали дергать повседневные обязанности: нельзя же не пойти в столовую, на лекцию, в библиотеку. В результате студента охватывала такая горячка, что он и к зачету готовился на авось, и все остальные дела свои запустил до состояния ужасающего хаоса.
Все это можно сравнить с нашими уличными семафорами. Шоферы рассказывают, что для них гораздо удобнее открытые семафоры, где стрелка методически движется от красного к желтому и зеленому полю. Шофер видит, где находится стрелка, знает, сколько мгновений осталось до перемены цвета, и поэтому спокойно планирует быстроту хода, тормоз, конец остановки. А в «слепых» семафорах тот или иной цвет зажигается неожиданно - шофер внезапно сталкивается с необходимостью остановиться. Он тормозит рывком, нервничает, сидящие сзади пассажиры стукаются затылками о стенку автомобиля. Шофер лишен возможности «планировать» свою работу.
То же самое случается с людьми, у которых нет плана организации времени, нет разделения дней на трудные и легкие. Они живут «вслепую» и стукаются лбами о внезапно подскочивший трудный день.
Гудименко продолжает:
- В моем месячном или декадном плане я заранее вижу, в какой день или в какой час я пойду в Институт, в библиотеку, в столовую. Перед каждым выходным днем в расписании значится посещение театра. Это уж закон. Я не могу без театра. И стал бывать в театрах гораздо чаще с тех пор, как завел расписание. Ну, два раза в десятидневку я бываю на спортплощадке. Увлекаюсь легкой атлетикой. Летом для нашего Института отведены специальные часы на стадионе им. 1 Мая.
Меня заинтересовало, как же выглядит у Гудименко его средний день, типичный для всего расписания. Он аккуратнейшим образом произвел воображаемый разрез своего дня. Как соты в пчелином улье наполнены медом, так часы и минуты в дне будущего авиаинженера содержат в себе множество полезных дел.
День движется без особых жертв и усилий со стороны хозяина. Встает он не так уж рано - в 9 часов. Полчаса уходит на завтрак, от 9,5 до 12 часов Гудименко занимается, штудирует лекции. Следующие полчаса - свободное время; как видите: сильно нагруженный день при некотором порядке и системе организации оставляет и совершенно свободные паузы. Пауза уходит обычно на чтение газеты. Иногда же хочется размять уставшее за время занятий тело физкультурой. Затем, Институт. Путешествие в трамвае от Тверской улицы до поселка «Сокол», что у Покровско - Стрешнева, занимает 45 минут. К сожалению, институтская столовая так перегружена, что обед занимает час - полтора. Обидно, но ничего не поделаешь. На часах уже 2 часа 15 минут. До трех часов студент идет в институтскую библиотеку, разыскивает нужную книгу, успевает кое - что прочесть. С трех до девяти вечера он сидит на лекциях или работает в лаборатории, в мастерских. Затем, 45 минут на путешествие домой. С 10 до 12 ночи Гудименко занят домашней работой: конспект лекций, учебники, в 12 он ложится спать.
- Хорошо, но где же ваш спорт, ваш театр, отдых?
- Не беспокойтесь, в плане все предусмотрено. Вот помечены дни, когда занятия в Институте кончаются не в 9, а в 8 часов вечера. Вот смотрите: с 8 до 11 вечера - стадион или каток. Это раз в декаду. А перед выходным днем помечен театр. Плоховато с чтением беллетристики. Я успеваю читать книги только в свободные полчаса после завтрака и еще перед сном. Плоховато, сам знаю. Но ведь есть еще выходной день. Тут уж я распоясываюсь: и с книгой сижу в кресле, и за город езжу, и байдарку угоняю поближе к лесу. Иногда, впрочем, заменяю байдарку велосипедом.
Вот примерный разрез дня, спланированного Георгием Ивановичем Гудименко. Он действительно сумел схватить время за хвост. Он чистосердечно сознается, что, выбившись из плана, он сразу запаривается, дела сталкиваются в самое неподходящее время, день разбалтывается, шатается, приходится захватывать ночь и сидеть с конспектом лекций.
Будущий авиаинженер очень боится таких катастроф и непоколебимо держится за свой план.
Так спокойнее. Выясняется точная величина дня, он велик: его вполне хватает на великое множество дел, которые призван совершить молодой человек нашего времени.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.