«Я готов стать на колени, – писал он, – перед любым и просить прощения за все, что я совершил... Я мог бы понять, что такое коммунизм, если получу помилование и освобождение. Возможно, пойму, что коммунизм более справедлив и гуманен, чем другая политическая система и сама католическая церковь».
На пресс-конференции, материалы которой были напечатаны в «Львовской правде» 3 ноября 1979 года, Винченцо говорил:
«Мне была предоставлена возможность познакомиться с документальными доказательствами, в том числе с кинодокументами второй мировой войны, свидетельствующими о тесном сотрудничестве Иосифа Слипого и других униатских священников с нацистами и лидерами буржуазных украинских националистов. Я увидел, как при их поддержке и благословении гитлеровцы и националисты терроризовали население Украины, убивали мирных жителей, в том числе детей, женщин, стариков... Я понял, что меня втянули в политическую акцию, дух и цели которой находятся в полном противоречии с моими убеждениями человека и священника... Я переживаю упреки совести и раскаяния за то, что действовал во вред интересам Советского государства».
Что же, лучше поздно, чем никогда. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 октября 1979 года Винченцо освободили от уголовной ответственности и выдворили из пределов СССР.
Ныне среди тех, кто стоит за униатскую церковь (а их-то и пытался в данном случае нащупать эмиссар Слипого – ЦРУ), изуверы-сектанты. На следующий год после описанного неудачного вояжа итальянского священника прокуратура Дрогобыча, то есть города поблизости от Львова, возбудила уголовное дело по беспримерному факту. Сектанты, именующие себя покутниками, в зимнюю ночь 19 января четырнадцать часов водили 26-летнюю продавщицу местного магазина К. босиком по снегу, а затем устроили ей «водное крещение» – силой держали в ледяной воде речки Тисменица. Результат – К. пришлось ампутировать обе обмороженные ноги. От потерпевшей разумного рассказа добиться не удалось, после пережитого она находилась в состоянии реактивного психоза. Но постепенно клубок распутался, выявился один из главарей сектантов, некто Скалыч, 1920 года рождения, с образованием четыре класса. Человек без определенных занятий, бродяга, уже отбывавший длительное тюремное заключение за антисоветскую деятельность.
Среди малограмотных людей он проповедовал точно по «Инструкции» руководителей секты:
«Если наши враги скажут, мы против власти, должно отвечать: мы подчиняемся власти, стоящей над нами, а над нами власть одной державы, одной силы, господа нашего Христа... Спросят, где прописаны, отвечай – прописаны в книге Христа, спросят паспорт, отвечай – не советского подданства, а живу я в религиозных размышлениях. Отцы мои не имели паспорта, а все мы носим на груди святой крест. Паспорта для лошадей, я не конь, я не кобыла, что меня спрашивать паспорт. У меня паспорт Христа».
Изуверство? Темнота? Конечно! Но униатские ходоки ищут именно таких, ибо они могут послужить самым грязным целям.
Исследовали «мировоззрения» Скалыча. Открылась зловонная клоака – восхваление украинских буржуазных националистов, кровавых деяний их банд в годы войны, упреки по адресу фашистов, не «переборовших» Советский Союз, надежды на новую войну и т. д. Как особо опасного рецидивиста, Львовский областной суд приговорил Скалыча в августе 1980 года к длительному заключению. Что, пострадал за «веру»?
Попробуем подвести некоторые итоги тому, о чем говорилось в очерках, опубликованных «Сменой».
ЦРУ – классовая организация, созданная и работающая в интересах только крупного капитала, а руководят им его избранные представители. Они внесли в работу ЦРУ нравы денежной элиты. Не надуманные этические нормы, приверженность к христианству и прочим высоким принципам определяют поведение в деловой деятельности, а патологическая страсть к наживе, сохранение, охрана и умножение своих капиталов.
Официальная позиция Вашингтона, открыто подтверждающего фарисейство и ложь, – основа государственной политики. Отсюда неизбежен вывод: нужно судить всегда и везде только по делам, ни никак не по словам правящих в США. Но, чтобы сделать правильные выводы, нужна бдительность и еще раз бдительность.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
О несломленной судьбе подростка, о трудных этапах становления его характера и о роли, которую сыграл в этом комсомольский секретарь