Колхозная детвора, подростки с увлечением трудятся, жадно ко всему присматриваются. Я помогаю им, показываю, объясняю, стараюсь, чтобы они уже сейчас начали понемногу постигать все «секреты» (выращивания высокого урожая «белого золота».
Что же предлагает Айнабат Бегенчева? Сочетать учёбу с полезным и интересным для детей трудом. С первых лет жизни в семье, с первого класса в школе нужно воспитывать в ребёнке, затем в отроке, в юноше социалистическое, общественное отношение к труду.
Школьники знают, что обезьяну очеловечил труд, что труд создал человека, его сознание, мышление, знают принцип нашего общества «кто не трудится, тот не ест», знают, что наша страна - страна трудящихся, но знают это подчас догматически.
Наша семья, партия, комсомол, пионерская организация воспитывают эти черты; в сёлах и деревнях школьники трудились и трудятся по мере своих сил, это уже традиция, привычка жизни, она прививает школьнику интерес к труду.
Есть, конечно, в каждой школе кружки юннатов - опытников, но редко дети, состоящие в них, чувствуют целесообразность своего труда. Ведь нечего греха таить, опыты - то на пришкольных делянках часто закладываются ради опыта, интересности ради, и биологи с геологами часто заканчивают работу толстой папкой гербария и коллекцией камней. Всё это нужно и полезно детям. Но это только часть работы.
Вот пионеры Новооскольского детского дома вырастили на своих делянках урожай свёклы, равный 900 центнерам с гектара. А в соседнем колхозе свёкла - одна из ведущих культур. И пошли колхозники дивиться на детдомовскую свёклу. Школьники рассказывали о своём опыте. У них уже сложился жизненный опыт. Или вот в Рыбницкой школе, Ярославской области, заложили опыты с удобрением торфом. И это принесло пользу колхозам. Или, скажем, в небольшом Тураковском колхозе, Загорского района, под Москвой, из восьмидесяти трудоспособных колхозников тридцать - бывшие ученики Птицеградской школы. На пришкольном опытном участке они получили знания колхозного дела по садоводству и огородничеству. Выпускника этой школы правление колхоза охотно назначит звеньевым.
Мы полагаем, что именно по этому пути должна пойти внешкольная работа с учащимися. Каждый пионер и школьник должен понять, что его обязанность - приложить свой труд. И будь он путешественником по родному краю, геологом, механикам - кем хочет, - он должен не только узнать новое, но и оказать посильную помощь своему колхозу, заводу, школе. И в этом должны помочь пионерам комсомольцы.
Ведь до сих пор вспоминают пионеры о военных днях, когда Родина обратилась к ним с призывом собирать лекарственные растения, или как помогали они ухаживать за ранеными в госпиталях, как тимуровские команды, созданные при каждой школе, помогали семьям фронтовиков. Это был посильный, целесообразный труд на благо народа. И дети страны оказали колоссальную помощь Родине. Они это понимали отлично и неукоснительно выполняли свои маленькие гражданские обязанности.
И потому, что дети с молоком матери впитали любовь к Родине, сейчас по всем пионерским дружинам молнией разнёсся призыв Айнабат Бегенчевой. Уже созданы тысячи школьных звеньев, которыми руководят опытные колхозники и педагоги, юные мастера высоких урожаев на практике закрепляют свои знания.
Смысл движения юных мастеров в том, чтобы школа поближе стала к жизни, чтоб давала она детям не только знания, но и прививала трудовые навыки, ибо нет лучшего воспитания, как учить детей любить и помогать Родине.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.