Мне немного лет, но я видела прошлое, мне посчастливилось быть свидетельницей наиболее значительного события современности, мне удалось также не только в мечтах, но и реально несколько опередить время и я какой - то мере проникнуть в будущее.
Если говорить о прошлом, то, пожалуй, я не совсем точно выразилась: я видела лишь людей, молодых людей, которые живут в мире прошлого, в старом мире, обречённом на гибель. Я встречалась с ними два года назад, в Варшаве, на Международной конференции рабочей молодёжи.
Делегаты из капиталистических стран рассказывали нам о страшном мире, где у детей нет детства, где молодость - несчастье, где труд - кабала, тяжкая повинность. Мы слышали рассказы об индийских школах, где на весь класс - один карандаш, об американских шахтах, где ежегодно каждый шестой горняк или гибнет или получает увечья, об итальянских девушках, которых безработица, нищета, голод гонят на панель.
Часто в беседах на конференции меня просили рассказать свою биографию. Ей поражались, будто была она особенной - биография советской девочки, потерявшей в раннем детстве родителей, но не почувствовавшей себя сиротой: меня окружило тёплой заботой и лаской наше государство, советские люди; биография молодой рядовой работницы, ставшей членом правительственного Комитета по празднованию семидесятилетия товарища Сталина.
Конечно, у нас такая биография обычна. Недавно, в январе нынешнего года, была я в 19 - м московском детском доме на «встрече друзей». Пришли бывшие воспитанники детских домов столицы. Среди собравшихся оказались академики и генералы, выдающиеся инженеры и стахановцы, известные художники, артисты, писатели. Этому, конечно, никто не удивился. Больше, пожалуй, подивились другому - моему рассказу о том, как воспринята была «карьера» бывшей детдомовки некоторыми делегатами Международной конференции молодёжи.
Нужно сказать, что и сама я тогда, два года назад, вернувшись с конференции, как - то полней оценила счастье, которое выпало мне на долю, как выпало оно всем советским юношам и девушкам. И тогда же я поняла, что ещё недостаточно использую те права, которые предоставлены мне - молодому гражданину советского общества. Право на труд? Да, я пользовалась им в меру сил и способностей. Труд с отроческих лет стал для меня потребностью, источником душевной радости. Но почему, думалось мне, не пользуюсь я другим великим правом, о котором могут только мечтать миллионы молодых людей в капиталистических странах? Почему, закончив семилетку, я прервала своё образование? Хорошо, пусть так, - творчески трудясь, я добилась известных успехов, сумела опередить время, сумела «проникнуть в будущее» - в 1947 году вместе со своей бригадой на заводе малолитражных автомобилей я стала работать по нормам 1950 года. Моему примеру последовали тысячи юношей и девушек страны. Это наполняло меня чувством законной гордости и радости. Но когда настанет 1950 год, сумею ли я так же идти впереди в мастерстве, останусь ли я передовиком, хватит ли у меня для этого знаний, спрашивала я сама себя. Я поняла, что мне необходимо учиться, и поступила на вечернее отделение автомеханического техникума.
Теперь я учусь на 2 - м курсе этого техникума. Не скажу, чтобы пятёрки и четвёрки по технологии, физике, механике, математике давались мне легко. Но учёба, маленькие «победы» на её фронте доставляют мне не меньше радости, чем успехи в труде. И ещё большую радость приносит чувство уверенности в своих силах, которые понадобятся для дел будущего. Да, теперь я знаю: пусть мой завод меняет, совершенствует свою технологию, оборудование, принципы организации труда, - я не отстану. Каждый день вооружает меня знаниями на будущие годы.
Заглядывать в будущее, подводить итоги сделанному стало привычным для советских людей накануне таких важных событий, как выборы в Верховный Совет СССР. Когда вспоминаешь прожитые годы, видишь, как далеко ты шагнул вместе со всей страной. Когда строишь планы на будущее, думаешь: шагать придётся ещё быстрее. Четыре года назад я только начинала работать на Московском заводе малолитражных автомобилей. За эти годы я стала бригадиром, наладчиком, инструктором стахановских методов труда, учащейся техникума. В 1948 году меня избрали я Моссовет, и я внесла свой, правда, весьма скромный, вклад в депо благоустройства нашей родной столицы, в дело улучшения бытовых условий посёлка Текстильщики, где живут многие рабочие нашего завода.
Вспоминая эти годы, я думаю прежде всего о двух днях. Какие события ни случатся в моей будущей жизни, всё равно эти два дня останутся самыми яркими, неповторимыми. Я говорю о двух декабрьских днях 1949 года - о 21 и 22 числах. В эти дни я видела Сталина. Мне выпала великая честь быть членом Комитета, образованного Президиумом Верховного Совета СССР в связи с семидесятилетием со дня рождения товарища Сталина. Было огромным счастьем принимать участие в обсуждении порядка празднования этого великого дня. Надо было учитывать пожелания, приходившие в Комитет со всех концов страны; надо было позаботиться о десятках делегаций, съехавшихся в Москву из всех республик Союза, из многих зарубежных стран.
И вот настало незабываемое 21 декабря. Я сижу на сцене Большого театра в президиуме торжественного собрания. Я не свожу глаз с того, видеть кого было моей мечтой с самых малых лет, с тех пор, как я начала себя помнить. Я слушаю речи выступающих, вижу улыбку на дорогом лице, и мне кажется, что я вместе с пионерами пожимаю руку товарищу Сталину, вместе с ними произношу слова благодарности за счастливое детство и добавляю от себя благодарность за счастливую юность, за всё великое счастье моей жизни и жизни моих сверстников.
На следующий день, 22 декабря, я была на приёме в Кремле. Видела товарища Сталина совсем близко. Напротив меня сидела болгарская девушка, она назвала мне свое имя - Васка, я назвала себя. Мы всё время смотрели на товарища Сталина, на то, как он беседовал со своими соратниками, с руководителями братских компартий, как он шутил, смеялся. Когда мы с Ваской встречались взглядами, я читала в её глазах те же чувства, что переполняли меня, - любовь, счастье, гордость.
Из Кремля я ушла глубокой ночью. Горели рубиновые звёзды над башнями. Далеко был виден город - почти безлюдный: ещё не настал час одной трудовой смене заступить другую. Мне показалось, что с кремлёвского холма я вижу весь мир: и завод свой на окраине Москвы, и встающую из руин Варшаву, где уже восторжествовал народ, и другие страны, где народу ещё предстоит завоевать свободу. Глядя на великий город, я думала о будущем - о своей личной судьбе и о будущем своего поколения. Моё будущее открывалось мне таким, каким, верно, ему и быть в действительности: я видела себя техником на родном заводе, потом, наверно, опять придётся учиться, на этот раз в вечернем институте. Я думала о будущем своего поколения, - какими подвигами прославит оно себя на поприще труда, науки и искусства.
Приходили на память стихи из письма комсомольцев и молодёжи Советского Союза товарищу Сталину:
«Товарищ Сталин, нашей молодежи
Вы пути открыли в радостную жизнь.
Нам цели нет прекрасней и дороже.
Чем вдохновенно строить коммунизм».
Коммунизм! Я много видела в эти декабрьские дни, я видела, как могучи силы коммунизма. Боевым смотром этих сил были дни, когда всё передовое человечество отмечало семидесятилетие великого вождя трудящихся всего мира.
И я ещё раз подумала о том, какое это огромное счастье - быть гражданином Советского Союза, идти впереди всего прогрессивного человечества, принадлежать к поколению, которому предстоит строить и построить коммунизм.
Сейчас, в дни подготовки к выборам в Верховный Совет СССР, мои думы о том же. Четыре года назад в своей предвыборной речи товарищ Сталин начертал величественный план продвижения к коммунизму. Мы все видели и видим, как осуществляется этот план, как каждый из нас трудится, делает всё, чтобы скорее претворить его в жизнь. К новым выборам молодые люди Страны Советов приходят возмужавшими, окрепшими, приходят с желанием работать лучше, работать так, чтобы ещё стремительнее сделалось движение нашей страны к коммунизму и чтобы, глядя на нашу процветающую Родину, трудящиеся всех стран черпали новые силы для своей борьбы за мир и свободу.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.