... Зиму 1945 - 1946 года я никогда не забуду. Этой зимой я по - новому поняла, что такое любовь к труду.
В самый напряжённый период, когда до первой в жизни экзаменационной сессии осталось всего несколько недель, к нам на факультет пришла девушка в военной шинели и грубых яловых сапогах. Девушка была скромна до застенчивости, молчалива и чрезвычайно интересна: стройная, с одухотворённым лицом и тёмно-русыми, золотистыми кудрями. Нас сразу заинтересовало её удивительное упорство в занятиях. Но узнали мы о ней очень немногое: четыре года была она в армии, только что демобилизовалась, надеется выдержать экзамены в срок. И она не только в срок закончила экзамены, она выдержала их блестяще! С тех пор так и не сходит с факультетской доски почёта имя Лиды Чемисовой.
Но это - ещё не всё и не главное. В самый разгар экзаменационной сессии Лида сообщила, что она поступила работать на производство - «в кочегарку», - сказала просто, как будто так и должно быть.
Я думала: смогла бы я после шести часов лекций надевать пропитанный маслом и угольной пылью комбинезон, опускаться к прожорливой топке и лотом снова возвращаться к чистым и аккуратным тетрадкам, чтобы завтра подготовленной идти на лекции? Думаю, что и я смогла бы, но это было бы очень трудно.
С работы Лида возвращалась прокопчённая, с чёрными морщинками под усталыми выразительными глазами. Но ей было легко. Легко не физически, а... морально, что ли. Мы все замечали, что в труде она как - то особенно хорошо шутит и смеётся, он был необходим ей, она с жадностью бралась за любое дело.
Разве можно сказать, что эта удивительная трудоспособность объясняется только добросовестностью, необходимостью по долгу? Нет. По - моему, главное здесь - большая любовь к труду, благородная привычка работать, не жалея сил.
Мне как - то пришлось работать с Лидой на полевой станции. Работа была не трудной, но утомительной: мы считали растения в подопытных снопиках ячменя. Стебли ячменя были выдернуты с корнем из земли, поэтому пыль столбом стояла в сарае, набиваясь в нос, в уши. Я удивлённо смотрела на маленькие Лидины руки: она так неутомимо и быстро перебирали стебли, как будто всю жизнь только этим и занимались. В перерыв я не выдержала и сказала с сердцем:
- Неужели тебе не надоело? Ведь трудно же и, главное, скучно.
Она серьёзно посмотрела на меня и немножко рассерженно (она не любит поучать словами) ответила:
- По - моему, нужно уметь находить красоту в любом труде. А для этого нужно уметь трудиться. Когда я маленькой девочкой училась играть на пианино, мне было скучно и трудно. Музыку я любила только слушать. А потом научилась и поняла всю прелесть игры. В Отечественную войну я работала шофёром на Дальнем Востоке.
Ведь труду тоже нужно учиться, и учиться очень упорно, настойчиво подавляя в любом труде власть своего капризного «не хочется».
Этим рассказом о студентке Лидии Чемисовой, рассказом о любви к труду как одной из черт молодого советского человека, мне и хотелось откликнуться на дискуссию в «Смене».
Дорогая редакция!
Я прочёл на страницах вашего журнала отчёт о дискуссии в Московском университете по повести Вл. Добровольского «Трое в серых шинелях», и мне захотелось поделиться своими мыслями, которые вызвал у меня образ одного из персонажей повести - поэта Володи...
Мне хочется рассказать об одном случае, который долго был в центре внимания нашей комсомольской организации.
... Один из наших студентов начал пропускать занятия, запустил выполнение заданий.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.