О коммунистическом отношении к труду

С Карамоленко| опубликовано в номере №317, май 1939
  • В закладки
  • Вставить в блог

В книге Алексея Стаханова «Рассказ о моей жизни» приводится беседа французского горняка, посетившего в 1936 году Донбасс, с советским шахтером Ермачком. Ермачек торопился. Иностранный гость спросил, чем он обеспокоен. Когда Ермачек сказал, что советским рабочим оплачивается вынужденный простой и что, следовательно, шахтеры материально не пострадают оттого, что потратят время на беседу с иностранными гостями, его снова спросили:

- Чего же вы беспокоитесь? Французский рабочий так описал дальнейший ход беседы:

«Ермачек. Как чего? Простоишь - угля меньше будет, а нам уголь нужен.

Это «нам» звучит у Ермачка, как если бы его произнес у нас владелец шахты.

Спрашиваю нарочно:

- Разве тебе угля не хватает?

Ермачек (нетерпеливо машет рукой): Я про страну, а вы про меня».

Для советского человека в ответе Ермачка нет ничего необычного и удивительного: так ответил бы иностранцу любой рабочий социалистического предприятия, любой колхозник. Простой, обыденный факт советской действительности опрокидывает все буржуазные теории о том, что при социализме якобы исчезают стимулы к труду.

Буржуазные ученые утверждают, что отвращение к труду - свойство общечеловеческое; они провозгласили человека «ленивым животным». Им вторили троцкистско - бухаринские бандиты, назвавшие русский народ «нацией обломовых».

По мнению «теоретиков» из лагеря буржуазии, человек может работать только из - под палки или из - за материального расчета. Одним из самых «убийственных» доводов буржуазных экономистов против коммунизма было утверждение, что при коммунизме люди не будут работать, потому что их не будут к этому принуждать. Другие буржуазные ученые, например историк Виппер, изображали коммунизм как общество, в котором господствует принудительный труд.

Но вот коммунизм из мечты превращается в действительность. Первая фаза коммунизма - социализм - осуществлена на одной шестой части мира, этого факта не могут опровергнуть - никакие буржуазно - фашистские теоретики. Что же стало с «теорией» о том, что человек неспособен сознательно, добросовестно трудиться для общей пользы?

При социализме господствует принцип «от каждого - по его способностям, каждому - по его труду». Но это вовсе не значит, что для гражданина социалистического общества единственным стимулом к труду является материальная заинтересованность.

Рабочий, о котором рассказывается в книге Стаханова, недоволен тем, что его отвлекают от работы, не потому, что это уменьшает его заработок. Он знает, что социалистическое государство стоит на страже его интересов и никому не позволит их нарушать. Но советский рабочий трудится не только для того, чтобы заработать себе на жизнь, но и для того, чтобы дать обществу ту продукцию, в которой оно нуждается. Он думает не только о себе, но и о стране. Это - явление неслыханное и невозможное в капиталистическом обществе.

Если рабочий на капиталистическом предприятии станет работать больше, то выиграет от этого только капиталист, так как увеличится его прибыль. Общество в целом может от увеличения производительности труда рабочего не только не выиграть, а, наоборот, проиграть, так как обилие товаров в условиях капитализма ведет к перепроизводству и экономическим кризисам. Тот самый рабочий, который увеличил выпуск продукции, может оказаться первой жертвой кризиса. Поэтому рабочий в буржуазном обществе не заинтересован в увеличении производства.

Почему же советский рабочий заинтересован в том, чтобы больше и лучше работать? Потому, что все продукты его труда поступают в собственность социалистического государства, которое распоряжается ими в интересах всего общества.

Так уже при первой стадии коммунизма - социализме - уничтожение эксплуатации человека человеком и переход средств производства в общественную, социалистическую собственность создают совершенно новый стимул к труду - стремление к пользе всего общества.

При коммунизме этот стимул станет господствующим. Принцип коммунизма - «от каждого - по его способностям, каждому - по его потребностям». Каждый человек будет стремиться к наибольшему процветанию всего коллектива и тем самым к собственному благу. Труд станет первой потребностью человека, его привычкой.

Советская действительность каждый день дает примеры коммунистического отношения к труду. Тов. Л. М. Каганович в своей речи на XVIII съезде ВКП(б) рассказал о том, как рядовая женщина - инженер создала изобретение, которое дало одной отрасли химической промышленности экономию в 1 миллиард 450 миллионов рублей. Таких энтузиастов - изобретателей, новаторов, - отдающих социалистическому обществу все свое уменье, все свои силы и знания, в нашей стране десятки и сотни тысяч. Они создали стахановское движение и небывалыми темпами повышают производительность труда.

Иван Гудов в своей книге «Путь стахановца» перечисляет поставленные им рекорды производительности труда на фрезерном станке. Свой первый рекорд он поставил 13 сентября 1935 года, когда выполнил норму на 410%. 23 декабря 1937 года Гудов поставил свой девятый рекорд, выработав 9050% нормы.

«Меня часто спрашивают - пишет Гудов, - где предел возможного? 9000% - куда же еще?

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены