На страницах советских молодежных журналов, главным образом «Юности» и «Смены», а недавнем прошлом привлекали внимание читателей дискуссии по вопросам взаимоотношений между юношами и девушками, о том, что такое настоящая дружба, на какой почве возникает любовь и т. п. Подобные дискуссии в значительной степени помогали решать важнейшие вопросы морали, волнующие молодежь.
В связи с этим выпуск издательством «Молодая гвардия» книги «О долге, дружбе и любви» следует только приветствовать. В ней более или менее объединяется эта тема, несмотря на значительные различия между отдельными рассказами и по их художественному уровню и по темам. Но все авторы добросовестно попытались дать ответ на животрепещущие вопросы, которые жизнь ставит перед молодежью.
В некоторых рассказах сборника чувствуется серьезная попытка писателей показать в художественной форме красоту и силу настоящего чувства дружбы и любви. Читатель искренне восхищается чувством Васьки (в рассказе Юрия Нагибина «Молодожен»). Его любовь представляется нам тем более сильной, что мы можем сопоставить ее с чувством другого героя рассказа - Воронова. Любовь Васьки воспринимается читателем как большое богатство. Не удивительно, что Воронов завидует «молодожену».
Хорошо рассказал о настоящей любви и Виктор Стариков, познакомив нас с молодыми «хозяевами» Байкала. С точки зрения художественного мастерства рассказ «Сарма» принадлежит, на мой взгляд, к наиболее удачным в сборнике. Именно так бывает в жизни: настоящая человеческая любовь должна пробивать себе дорогу, борясь со всеми препятствиями, встречающимися на ее пути. Писатель это хорошо показал. К сожалению, в сборнике немного таких запоминающихся, сильных описаний всепобеждающей любви.
Положительной оценки заслуживают и картины из школьной жизни, нарисованные некоторыми авторами сборника. С большим психологическим тактом описала Валентина Мухина - Петринская эпизод из жизни Вали Герасимовой. Но здесь дано не только яркое изображение детского характера и детских интересов. Рассказ «Каникулы Вали Герасимовой» - это повествование о сложных, подчас непонятных для детского мышления вопросах жизни. Здесь и скверный, бесчувственный директор школы, черствый эгоист и бюрократ, здесь и настоящий, любимый детьми педагог Ксения Михайловна. Писательница взволнованно рассказала о глубокой тоске ребенка об отце, который оставил свою семью. Таких семейных трагедий бывает в жизни немало, и некоторые рассказы сборника выполняют благородную задачу, борясь с этим злом. «Какая сложная жизнь!» - восклицает Валя Герасимова, жестоко обманувшаяся в своих надеждах, ожиданиях и планах. Но эту сложность создают сами взрослые, родители, не отдавая себе отчета в последствиях своих поступков, не задумываясь над будущим детей.
Интересный, жизненный образ эгоиста нарисовала Р. Зернова в очерке «По праву друга». С такими подростками мы нередко встречаемся в нашей педагогической практике. В школьной жизни бывают такие «трудные» случаи. Они требуют особенного внимания со стороны учителей и всего школьного коллектива, иначе молодые люди могут встать на плохой путь в жизни. Писательница правильно показала, что таких юношей, как Леонид Цветаев, можно исправить. Но для этого нужно, чтобы в школе было как можно больше таких комсомольцев, как Саша. Опираясь на них, педагоги могут сделать очень много. Жаль, что в яркой, живой школьной картине Р. Зерновой сравнительно мало раскрыта деятельность учителей Леонида.
В сборнике показаны и люди, стремящиеся только к личному, мещанскому преуспеванию. Таковы Дима Шатров («Последняя капля» А. Бека и Н. Лойко), мать «тихой Нюси» (рассказ Николая Дементьева), трусливый жених Марин (рассказ «Прыжок» М. Сыро - вой). Но в этих произведениях, как мне кажется, нет той выразительности и художественной силы, которой отличаются рассказы О. Марковой «Шест у двора», Л. Уварова «Приезжие» и Б. Бедного «Варя». Так, например, в «Последней капле» поведение Нюры Губанцевой изображается слишком прямолинейно и упрощенно, без надлежащей мотивировки действий: ведь не может же девушка в дороге, просто так, буквально мимоходом, решиться выйти замуж, хотя она и любит Диму? Ее «расписаться» звучит, как, скажем, «сходить в кино». Мне, признаться, намерение Нюры совсем не понравилось, хотя она выводится автором как серьезная девушка. Но решение Нюры, в конечном счете, правильное. Раз жених испугался неудобств на целине, показав тем самым свое мещанское нутро, значит, он не достоин любви и уважения.
Рассказ «В трамвае» я тоже причислил бы к более слабым в сборнике. Намек на какого - то пожилого человека, который решил обольстить молодую, неопытную девушку, неубедителен для читателя. Поэтому этот образ приобретает какой - то абстрактный характер, представляется нам скорее как символ чего - то нехорошего, порочного. А где же образность в литературе? Ее здесь недостает. Отсюда художественная бледность и неубедительность рассказа.
Упрека заслуживает и рассказ о «тихой Нюсе». Странно, что молодая, способная девушка, комсомолка, ничего не добилась в жизни, стала каким - то «лишним человеком», праздным мечтателем. Страшная пассивность поражает читателя в характере Нюси; бесследно прошла ее юность, и впереди (в двадцать девять лет!) какая - то бессмысленная и безутешная старость. Что можно сказать об этом? Я позволю себе заметить (пусть не сердится на меня автор), что это не совсем жизненная ситуация в советском обществе, да и вообще в наших социалистических странах. Читатель недоумевает также, какую роль играет в рассказе Акоп Силыч. На мой взгляд, это совершенно лишний персонаж.
После знакомства со слабыми рассказами сборника с особым удовольствием читаешь такие произведения, как «Каникулы Вали Герасимовой», «Шест у двора» или «Приезжие». В них чувствуется чеховский почерк, выразительность новеллы, точность и конкретность в обрисовке характеров, глубокая эмоциональность переживаний героев. Читатель сочувствует героям, не остается равнодушным к их судьбе. А ведь в этом и состоит назначение всех рассказов сборника: взволновать читателя, заставить его задуматься над важными жизненными вопросами, почувствовать величие и красоту настоящей любви и дружбы, осудить пошлое и низкое в жизни. Некоторые рассказы в сборнике, вернее их авторы, справились с этой задачей, другие меньше. Но все рассказы вместе, без сомнения, полезны и очень нужны для молодого читателя.
г. Брно, Чехословакия.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.