Двухсотлетие Принстонского университета решено было отпраздновать торжественно и очень роскошно. Недаром во главе этого высшего американского учебного заведения стоят заправилы крупнейшего банка США («Нейшнл сити бэнк»), а основными жертвователями на его процветание являются американские «короли» - автомобильные, сельскохозяйственных машин, нефтяные, газетные - Додж, Маккормик, Тэйлор, Пайн...
Много мрачных страниц в длинной истории Принстонского университета. Его разрушали дотла во время военных действий в XVIII столетии, не раз он совсем хирел из - за недостатка денежных средств, но, пожалуй, самые печальные, самые позорные строки вписаны были на праздновании двухсотлетия, показавшем, во что превратился университет под высоким, просвещённым покровительством маккормиков и доджей.
В здания университета, похожие на древние замки, окруженные аккуратно подстриженными широкими лужайками, приехали учёные гости из других стран. Со всех концов США собрались сюда американские профессора, которых устроители празднества сочли достойными.
Студенты - счастливцы, допущенные в зал торжественного заседания, - должны были на конференции получить зарядку на всю жизнь.
Принстонский университет готовит очень различных специалистов. Но не случайно центр тяжести на конференции был перенесён на биологию: ведь это самый боевой участок. Устроители празднества не напрасно возлагали большие надежды на американских биологов и учёных приспешников капитала из других стран.
Первым получил слово профессор Г. Мюллер. С трибуны он видел в передних рядах своих соратников, седовласых учёных в очках, дальше сверкали глаза молодёжи. Мюллер знал свою задачу: эти глаза, полные расцветающей жизни, надо заставить смотреть на всё под совершенно определённым углом зрения; надо в этих молодых умах тщательно гасить веяние мысли о перестройке мира, о борьбе. Мюллер знал, что его имя многое говорит молодёжи, что его слова она запомнит надолго. И он рассказал страшную сказку о далёком будущем человека. Он приложил всё своё витийское уменье, чтобы нарисовать собравшимся их потомка, пропущенного через безжалостную мясорубку капиталистической техники, которая, всё «совершенствуясь», заставит человека постепенно пройти страшные и отвратительные стадии вырождения. Настанет время - и у человека будет один глаз, потом начнутся новые уродливые изменения головы и всего тела...
Учёный, конечно, отлично знал, что для его пессимистических, безнадёжных предсказаний нет никаких оснований, так как человек, развивающийся в нормальных условиях, не только не вырождается, но становится лучше: сильнее, красивее, умнее. Грандиозный пример такого развития людей показывает Советский Союз. Всё это знал профессор Мюллер, но говорить об этом было невыгодно ни для него, ни для его хозяев.
После Мюллера выступил профессор А. Ромер. Служа агонизирующему капитализму, он не мог представить себе будущее человечества оторванным от судьбы нынешних хозяев американской земли: гибнут они, - значит, должны погибнуть и все люди с их наукой, культурой.
«Я вижу землю, - весело повествовал учёный, - без людей. Нет даже развалин их городов, нет культурных растений, нет домашних животных, погибших ещё раньше их хозяев. И только великолепные крысы, огромные, жирные крысы, покрытые густым красивым мехом, с зубами, как у тигра, носятся повсюду, с оглушительным визгом нападая на ещё уцелевших животных и поедая всё, что можно есть. Теперь они владыки земли: нигде нет капканов, коварных ядов, придуманных людьми, давно уничтожены террьеры и прочие четвероногие враги грызунов, съедены все змеи. За тысячелетия преследований крысы приобрели способность жить в любых условиях, и вот настала и для них пора торжества...»
Порою в зале конференции раздавались голоса людей, смело говоривших о совсем другом пути человечества - не к вырождению и полной гибели, а к совершенству. Но, внося диссонанс в согласный, спевшийся хор мюллеров и ромеров, эти выступления не могли изменить общего тона конференции. Наука, ставшая на страже у смердящего трупа капитализма, волей - неволей всегда должна отравлять своим ядовитым дыханием всё окружающее.
Страх, пессимизм, уверенность в необходимости слепого подчинения роковым силам стихий сеет эта «наука» в умах молодёжи, чтобы отнять у людей стремление бороться с существующим положением. Зачем добиваться лучшего будущего для всего человечества, зачем приносить жертвы, бороться? Ведь всё равно наследниками земли будут только крысы, утверждают учёные мракобесы... Вот какие ядовитые семена должны были запасть в души молодых слушателей, внимавших выступлениям своих руководителей на праздновании двухсотлетия Принстонского университета.
Но от нынешнего дня до того времени, когда, по предсказанию ромеров и прочих, на земле не будет человека, очень далеко. Каким же образом связать столь отдалённое будущее с настоящим для упрочения шатких позиций капиталистического мира?
Для этого пускается в ход огромная фабрика лжи, в которой главными «машинами» являются радиовещание, пресса, наукообразные книги.
Печать страшной убогости лежит на всём этом. Даже в страхе перед близкой гибелью капитализм не может породить какую - то новую идею. Он принуждён, как утопающий за соломинку, цепляться за старьё. Более ста пятидесяти лет назад английский экономист, священник Томас Роберт Мальтус, смертельно напуганный французской революцией, написал книгу «Опыт о законе народонаселения». Мальтус видел корень всех бед человечества и главную угрозу для имущих классов в ничем не регулируемом увеличении населения.
Лучшие умы человечества с величайшим презрением и отвращением заклеймили Мальтуса и всех его более поздних последователей.
Карл Маркс, доказывая, что в капиталистическом обществе нет абстрактного, вечного закона населения, писал: «Всякому особенному историческому способу производства в действительности свойственны свои особенные, имеющие историческое значение, законы населения» (Маркс «Капитал». Т. I, стр. 539. 8 - е изд. 1936).
Но не в силах найти какой - либо выход из тупика, в который зашёл капитализм, его учёные апологеты вновь и вновь прибегают к загробной помощи Мальтуса, читавшего свои человеконенавистнические лекции в колледже Ост - Индской компании, на практике проводившей теории учёного священника в английских колониях. Вот один из чудовищных образцов «творчества» современных мальтузианцев - книга Вильяма Фогта, выпущенная в Нью - Йорке в 1948 году. Она называется «Путь к спасению». Какой же путь указывает В. Фогт, директор охраны природы панамериканского союза? Основную его идею выразить не трудно: «На земле слишком много людей». Этот ученик Мальтуса идёт дальше учителя. Он берёт на себя смелость даже определять «оптимальную численность» населения отдельных стран. Так, для США он установил цифру в 100 миллионов человек. Для «лишних» 45 миллионов американцев приходится добывать ресурсы вне США, и этим В. Фогт оправдывает стремление агрессивных кругов США захватывать чужие территории и запасы: ведь речь идёт всё - таки об американцах! Зато, говоря о перенаселённости Европы, этот учёный - людоед уже распоясывается вовсю. Он пишет: «К несчастью, несмотря на войну, германские зверства и недоедание, население Европы, не считая России, увеличилось за время с 1936 года по 1946 год на 11 миллионов человек... Количество голодных ртов растёт, но количество земли не увеличивается... Стабилизация, а затем уменьшение численности населения Европы были бы самым крупным вкладом в дело всеобщего мира и процветания...»
Придавая своим высказываниям вид «научной теории», В. Фогт старается по мере возможности маскировать призывы к уничтожению «лишних» людей. Но это ему не удаётся. Тогда он с головой выдаёт себя как фанатического «жреца смерти», этого божества всего капиталистического мира. Вот что Фогт пишет о Чили, жалкой стране, пахнущей в тисках своих и чужих хищников:
«Одним из величайших преимуществ и даже, пожалуй, величайшим преимуществом, каким обладает Чили, является высокая смертность населения...»
Другой современный поклонник Мальтуса, Кларк, особенно заинтересовался судьбой Индии и Китая. «Представьте, что в Китае и в Индии смертность внезапно снизилась бы до уровня смертности в США. Да ведь тогда одна Индия за сто лет заселила бы пять таких земель, как наша!» - в ужасе восклицает этот «учёный». Он рассчитывает такими выводами запугать своих читателей. «Ведь тут уже открытая угроза для Джона, Ричарда, Мартина!» - полагает дипломированный мракобес.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.