Несколько лет тому назад в Арзамасском педагогическом институте имени Аркадия Гайдара я увидел фотокопию мандата, выданного 30 сентября 1921 года Аркадию Голикову. Место выдачи этого документа — город Стерлитамак Башкирской республики. Тогда я впервые узнал, что будущий писатель Аркадий Гайдар воевал в Башкирии. Нигде и никогда эта страница его военной биографии подробно не освещалась, хотя упоминание о том, что он воевал в Башкирии, имелось. Но лучше познакомиться с полным текстом мандата.
«Настоящий мандат выдан командиру 3-го отдельного Коммунистического батальона особого назначения тов. Голикову Аркадию Петровичу в том, что ему поручается формирование батальона и учет коммунистов обоего пола в возрасте от 17-ти до 60-ти лет для зачисления в отряд особого назначения, в районе Тамьян-Катайского кантона.
Всем военным, и гражданским учреждениям и партийным организациям предлагается оказывать тов. Голикову всевозможное содействие в деле возложенных на него задач, имеющих боевой характер.
Тов. Голикову разрешается пользование телеграфом, телефоном по делам службы с подачей депеш по литеру «An, в меру действительной надобности.
Тов. Голикову по его служебному положению разрешается хранение и ношение при себе огнестрельного и холодного оружия.
Что подписями с приложением печати удостоверяется.
Командующий ЧОН Башреспублики — Опарин.
Нач. штаба Воробьев».
Документ этот свидетельствует о большом доверии и не меньшей ответственности, возложенных на семнадцатилетнего Аркадия Голикова.
Длительные поиски в Центральном государственном архиве Советской Армии позволили выяснить некоторые подробности.
Оказывается, Аркадий Гайдар воевал в Башкирии около месяца. Он формировал отряд особого назначения, который должен был закончить разгром контрреволюционеров в Тамьян-Катайском кантоне, а штаб его батальона находился в Белорецке.
Как отмечал в своем донесении тот же Опарин, положение в Башкирии было тяжелое. В отдельных местах бандиты еще были сильны. Связь почти отсутствовала. Для того, чтобы получить какие-либо сведения от частей с мест, нужно было ожидать неделю, две или весь месяц, так как во всей Башкирии не было ни одной железной дороги1. Телеграф до того был загружен, что телеграммы поступали на место через 6 — 8 дней. Однако по всем сообщениям, поступающим с мест, дело шло к развязке...
__________
1 Тогда была так называемая Малая Башкирия, значительно меньшая по размерам, чем нынешняя Башкирская АССР.
Из Башкирии мне сообщили, что никакими данными о пребывании там Гайдара в пору гражданской войны не располагают. Ни в архивах, ни в музеях по этому поводу ничего нет. Тогда в местной газете я опубликовал то немногое, что мне стало известно. Публикации заметили «красные следопыты». Они решили продолжить поиск. Вскоре с помощью юных друзей из Стерлитамака удалось выяснить, что бывший командующий ЧОНа Н. С. Опарин жив и проживает в городе Воскресенске, Московской области. Найти Опарина в Воскресенске было нетрудно. Его здесь знают многие.
И вот я у Никиты Степановича. Меня радушно встретил пожилой, но довольно бодрый, высокого роста человек с живыми молодыми глазами и пригласил в комнату.
Я показал ему фотокопию мандата, подписанного им, и спросил, не помнит ли он Аркадия Голикова, которому этот мандат выдавался. Подпись свою он сразу узнал и стал вспоминать комбата. Ведь прошло более полувека... И вот чтобы помочь Никите Степановичу, я положил перед ним серию фотографий Аркадия. Глядя на них, старый командир заулыбался, глаза его засветились особой радостью узнавания, и он взял в руки известный портрет Гайдара в военной форме, с «разговорами». Так назывались тогда большие, красные, ромбовидные нашивки на груди гимнастерки.
— Да, это он. Я его хорошо помню. Он был смелым, честным и отважным человеком...
Далее он вспоминает, что, когда Голиков впервые прибыл к нему с приказом о назначении служить в Башкирии, произошел такой разговор:
— Товарищ Голиков! Я могу предложить вам только командование батальоном. Других должностей у нас нет, а недавно вы были командиром полка и даже начальником особого боеучастка. Согласны ли вы служить у нас в скромной должности комбата?
В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.