В апреле прошлого года на страницах журнала «Октябрь» появилась поэма «Тула», написанная молодым поэтом Георгием Горностаевым. Она сразу обратила на себя внимание читателя. В ней рассказывалось об одном из самых ярких эпизодов Великой Отечественной войны - героической обороне Тулы. Мужественные образы защитников города - простых русских солдат и оружейников - увлекли молодого поэта, и читатель поверил его искренности, угадал в героях поэмы черты своих современников. Поэма была ещё далеко не совершенна: шероховатости поэтической формы и языка, недостаточно чёткая обрисовка отдельных образов, нестройная композиция - всё это мешало живому восприятию первой большой веща начинающего автора. Но читатель разглядел главное: следуя традициям В. Маяковского, молодой поэт учился у него не только внешнему строю стиха, но и подлинно большевистской идейности, политической заострённости. Нельзя не отметить, что именно это вызвало грубую заушательскую ругань буржуазного космополита Д. Данина, безуспешно пытавшегося охаять интересную и талантливую вещь молодого автора.
Спустя год Георгий Горностаев выступил с новой поэмой о Туле, на которой наглядно виден рост поэта, его пытливая заинтересованность современной темой. В отличие от первой, вторая поэма Горностаева, «Кремлёвские звёзды», повествует о послевоенной Туле, о героическом труде советских людей, о рядовых строителях коммунизма. Название «Кремлёвские звёзды» не случайно пришло в заголовок поэмы.
«Нет в мире места
лучшего
Для мысли
смелой самой.
Москва - маяк.
И луч его
над полем, над лесами».
Свет кремлёвских звёзд сияет над миром, как символ побед и завоеваний советского народа. И недаром со всех концов земля обращены к ним взгляды простых и честных людей, видящих в них воплощение своих надежд и чаяний. Георгий Горностаев приводит героев своей поэмы - знатных тульских рабочих - «мечтать на Москворецкий мост». Они приходят поглядеть ещё и ещё раз на рубиновые звёзды перед свершением своих новых творческих замыслов, перед началом новых великих работ. В образе Храпова - знаменитого тульского верхолаза, который в 1945 году сам снимал с затемнённых на время войны рубинов «защитного цвета чехлы», а после войны работал на монтаже тульской домны, - поэт раскрывает лучшие черты советского рабочего. Простыми и точными строками автор типизирует явления:
По всему Союзу тысячи
Таких крепостей - Тул.
В этом обобщении подлинный смысл поэмы, показывающей на примере строителей послевоенной Тулы подвиги советских людей на великой стройке коммунизма.
Рассматривая образ Храпова и других героев поэмы, читатель видит, как неизмеримо вырос советский человек, на какие вершины он поднялся. И если первая линия поэмы - это тема победоносного стремления советского народа к коммунизму, тема его нерушимого единства «под светом кремлёвских звёзд», то вторая неразрывная её линия - это тема гордости советского человека.
Волнует читателя рассказ Храпова о встрече с товарищем Сталиным:
«Подходит к башне Сталин
В валенках, шинели.
Мы с мостков, конечно, вниз.
Здороваемся за руку:
- Товарищ Сталин,
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.