НОТТИНГЭМ, АНГЛИЯ, СЕНТЯБРЬ 1936 ГОДА.
Раз, два, три, четыре... Семь... Десять... Десять портативных ящичков - чемоданов бережно выносят из авто, подъехавшего к отелю «Виктория Сташион». Журналистам, присутствовавшим в прошлом году на матче Эйве - Алехин, уже знакомы эти ящики. Это картотека дебютов принадлежащая чемпиону мира Максу Эйве, составленная им еще до матча совместно с тренерами.
Чемпион мира прибыл во всеоружии!
Оно и понятно. Битва предстоит сверхсерьезная. Каждый из участников этого, не имеющего себе равных турнира, вложил в подготовку к нему максимум усилий.
Многие привезли с собой дебютные сводки, справочную литературу, всевозможные выписки и т. д. Не повезло лишь Алехину. Во всех ответственных турне ему обычно сопутствуют две прекрасные сиамские кошки. По словам экс-чемпиона мира, они приносят ему счастье. На этот раз, однако, ему пришлось разлучиться со своим живым талисманом: по английским законам, ввозимые в страну животные должны подвергнуться на границе чуть ли не месячному карантину.
Сегодня первый тур. По дороге к Бистонскому университету, где будет происходить игра, к Михаилу Ботвиннику подсаживается Видмар - маститый гроссмейстер и не менее маститый профессор электротехники.
- Вы, если не ошибаюсь, инженер - электрик? - осведомляется профессор.
- Да, - отвечает Ботвинник и добавляет: - Я внимательно изучил вашу книгу о трансформаторах.
- А мне не раз приходилось изучать ваши прекрасные шахматные партии и анализы, - замечает улыбаясь Видмар.
В первом туре советский чемпион встретился с Александер, одним из лучших английских мастеров. Ход за ходом Ботвинник сжимал позицию противника и, по словам гроссмейстера Тартаковера, буквально раздавил его.
Сегодня у Ботвиннике весьма ответственная встреча. Он играет с гроссмейстером Файном. Этот молодой американец незадолго до Ноттингема занял первое место на турнире в Зантворте, опередив чемпиона мира.
Партия протекала очень остро. Фаин попал в тяжелое положение и с трудом спасся от проигрыша. Ничья.
Говорят, что сегодня на турнире присутствовала масса зрителей.
- Сколько же? - полюбопытствовал я самому мне не пришлось сегодня присутствовать на турнире.
- Около семидесяти человек, - с довольным видом сообщил мистер Вуд, редактор английского шахматного журнала.
Лишь щадя самолюбие редактора, я не сообщил ему, что в Москве на турнире присутствовало каждый вечер две тысячи человек, не считая тех, которые не успели попасть в зал и поэтому толпились на улице.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
Что делать конькобежцу осенью