«НЕТ ТЕБЯ ПРЕКРАСНЕЙ»

Л Герасимова| опубликовано в номере №996, ноябрь 1968
  • В закладки
  • Вставить в блог

В одной из передач Центрального телевидения, под рубрикой «Для вас. женщины», мы услышали советы о том, какая походка должна быть у женщины, как лучше сохранить фигуру и как вообще выглядеть спортивно и привлекательно. Мы увидели и «образец» — девушек из Ленинградского мюзик-холла, элегантно. пластично и синхронно исполнивших один из современных танцев. Пример и в самом деле был убедительный. А миллионы зрителей узнали, кстати, и о рождении нового музыкально-танцевального ансамбля.

Этим летом коллектив Ленинградского мюзик-холла показал свою первую программу в столице. Это был боевой смотр, не только спортивных, но и художественных его достоинств. Ленинградский мюзик-холл — один из многочисленных молодежных ансамблей нашей страны. Средний возраст его артистов — 20 лет. В кордебалете совсем юные девушки, но все они имеют солидную хореографическую подготовку.

Мюзик-холл — нелегкий жанр, у него своя история, свой каноны, традиции и даже штампы, избежать которых почти невозможно. Первый советский мюзик-холл был создан также в Ленинграде, в 30-х годах, и имел завидный успех благодаря участию е нем таких мастеров, как Л, О. Утесов, И. О. Дунаевский, В, Я. Хенкин. В последние годы мы познакомились и с зарубежным мюзик-холлом, в том числе и парижской «Олимпией». В спектаклях наших гостей, как правило, много музыки, световых эффектов, красочной хореографии, трюков и эксцентричных номеров. Основная роль отводится «звездам» эстрады и, конечно, кордебалету.

Афиша Ленинградского мюзик-холла пестрит именами, в большинстве своем публике неизвестными. И все же на спектаклях ленинградцев неизменно были аншлаги.

— Да. мы принципиально не приглашаем «звезд», — сказал мне художественный руководитель коллектива И. Я. Рахлин. — Все наши артисты — танцоры, певцы, акробаты, кордебалет — имеют равные права перед публикой, главный критерии успеха — талант. Ну, и... молодость,

В самом деле, когда смотришь спектакль «Нет тебя прекрасней», все время ловишь себя на мысли: как это свежо, увлекательно, красиво. Все время чувствуешь неотразимое обаяние юности и забываешь об отсутствии популярных i звезд», которые. может быть, в обычном эстрадном концерте бывают необходимы, чтобы придать этому концерту солидность и блеск, а чаще всего обеспечить коммерческий успех. Но ведь иногда и «звезды» не спасают положения...

Едва ли возможно дать определение мюзик-холла в одной развернутой фразе. Легче назвать жанр — ревю. спектакль-обозрение. «Нет тебя прекрасней» — название не совсем обычное для такого рода представлений. без всяких претензии на оригинальность и многозначительность. Спектакль, посвященный России, Родине, любимому городу, построен на русской национальной основе, но решен в современном стиле. Сюжет его незамысловат, но этот сюжетный стержень связывает яркие и оригинальные эстрадные номера. Молодой ленинградец знакомит гостью из Эстонии со своим родным городом. Действие происходит в морском порту, в парке культуры и отдыха, на палубе парусника «Товарищ», в знаменитом Петродворце, на Невском проспекте. Известная классическая балерина Эстонии Улле Улла играет в ревю самое себя. При этом она выступает не только как универсальная танцовщица, но и демонстрирует драматические актерские способности (правда, пока не совсем уверенно), подыгрывая в роли гостьи-ведущей своим партнерам — Сергею Рогову и Сергею Беляцкому. Улле Улла пришла в мюзик-холл из театра «Эстония» и оказалась удивительно органичной в новом для себя жанре эстрадного ревю. Кажется, в практике нашей эстрады такой эксперимент проводится впервые.

Программа спектакля насыщена музыкой, ритмами, красками. Великолепны костюмы и оформление художника Семена Манделя. Пожалуй, прежде всего привлекает сценографическая фантазия, выразительность свето-цветовой фактуры спектакля, умелое использование всего пространства сцены. Буйный расцвет красок, пульсирующие ритмы — все это создает особую, неповторимую атмосферу ревю, лейтмотив которого — любовь к родному городу.

К сожалению, кое-где вкус изменял постановщикам, и тогда появлялись номера бледные, аморфные, не имеющие самостоятельной художественной ценности. Прежде всего этот упрек можно отнести к чисто лирическим моментам спектакля. Ольга Вардашева показалась просто неинтересной певицей из-за неудачно подобранного репертуара. Безликие лирические танцы вызывали ощущение скуки и недоумения, да и сами артисты исполняли их без особого воодушевления. Однако вот смогли же постановщики (тот же М. Годенко] проявить вкус, и выдумку, и талант в русской теме «Вологодские кружевницы», «Новгородские ложечники», «Северное сияние», которые относятся к лучшим номерам мюзик-холла.

И еще одно, пожалуй, главное упущение: слабость сюжета, стремление «все объять» повлекли за собой и невыразительность текста, драматургически неоправданные ходы.

Самым приятным сюрпризом спектакля стал «Балаган-13» — легкая, изящная сатира на цирковые представления дореволюционной России. Музыка, костюмы, антураж, исполнители — все создает атмосферу шаржа. Артист Эйно Баскин доводит до совершенства пародию на конферансье цирка и варьете начала XX века, делает это легко, с великолепным ощущением стиля эпохи, с ироническим отношением к своему «герою».

Оригинальный жанр представлен не жонглерами и фокусниками, как это обычно принято: номера его действительно оригинальны и неповторимы. Светомузыкальная композиция «Цветок и бабочка» на музыку Р. Глиэра вызвала восхищение публики и создала лирический настрой.

В номере «Космос» привлекла не столько совершенная сценическая техника, но более всего пластичность, фантазия, музыкальность и, как это ни странно, спортивная натренированность четырех исполнительниц — Л. Бонадыковой, Т. Стоговой, Т. Фроловой, Л. Шевченко. Снова эксперимент, доказавший свое право на существование в жанре эстрадного искусства.

Наконец, хорошо известный даже тем, кто не видел мюзик-холла, номер «Игра с тигром» — его не раз показывали по телевидению. Казалось бы, шутка, — тигр поет голосом Луи Армстронга, пляшет, упрямится, строит рожицы — что здесь особенного! А в зале дружный смех: надо же, что придумали... Но «львиная» доля успеха достается все-таки не тигру, а двум актерам — В. Мартьянову и В. Корзакову, которые в полном смысле слова держат тигра в руках.

Что сказать о песне! Маловато ей отведено места в спектакле. Я имею в виду хорошую песню. Бесспорно, интересен вокальный квартет, исполнявший русские народные песни.

Несколько слов о главном «персонаже» мюзик-холла — кордебалете. Он придает всему ревю специфический облик, настроение, блеск и гармонию. Красивые, хорошо сложенные, пластичные и музыкальные, крепко «вымуштрованные» девушки, обладающие спортивной грацией и ритмическим чутьем. Право же, это основа ревю-спектакля, где хореографическая драматургия занимает столь важное место.

Так вот, современный мюзик-холл — прежде всего синтетический театр, где особое внимание уделяется ритму, костюмам, декорациям и музыке, где сюжетная пиния свободно и непринужденно переплетена с вокально-танцевальными номерами.

Зрители воспринимают через ритм и пластику весь строй спектакля, целый каскад эмоций, юмор комических ситуаций, лирическое настроение, драматическую напряженность. Ритм создается блестящими массовками, чередованием красок в костюмах и декорациях, работой света, и все это в сочетании с темпераментными танцами и головокружительным темпом спектакля и есть мюзик-холл.

Ленинградцы сделали интересную и многообещающую заявку. Пожелаем им новых успехов.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены