Космонавт — 12

Евгений Рябчиков| опубликовано в номере №996, ноябрь 1968
  • В закладки
  • Вставить в блог

Новый шаг в космос

Полет, взволновавший человечество, окончен. Во время полета Герой Советского Союза, заслуженный летчик-испытатель СССР, кавалер многих орденов и медалей, полковник Георгий Тимофеевич Береговой провел много ценных для науки и техники исследований и наблюдений, тем самым дав уйму работы научно-исследовательским институтам. Особое место среди всех достижений Берегового-космонавта занимает подвиг его души, подвиг Человека.

В семью Береговых небо вошло властно и захватило сначала Виктора, старшего брата, а затем и Георгия. Он был занят школой и своими ребячьими делами, но как бы там ни было, все они сталкивались с небом — хлопчики то запускали бумажный змей, то клеили из газетных страниц голубей, стрелы и орлов, и они летали белыми стаями над улицей и крышами енакиевских домов.

Потом ученик 5-го класса енакиевской средней школы № 5 пионер Георгии Береговой организовал авиамодельный кружок. Став комсомольцем, с еще большим усердием и интересом занимается он моделизмом и получает звание инструктора. В 7-м классе Георгий становится инструктором городской секции авиамоделизма при детской технической станции и сам учит пионеров и школьников строить авиационные модели.

В жизни юноши произошла тогда большая перемена — он пошел работать на енакиевский металлургический завод. У огнедышащих печей, в рабочей среде закалялся характер комсомольца. Заводская комсомольская организация одобрила желание Георгия Берегового стать летчиком, учиться в аэроклубе, и, продолжая работать в цехе, он по утрам ходил в аэроклуб, изучал самолет, слушал наставления своего первого инструктора — комсомолки Дины Борисовой. В тот памятный год Валерий Чкалов с Георгием Байдуковым и Александром Беляковым совершил легендарный рейс через Северный полюс в Америку. Береговой загорелся мечтой — быть как Чкалов, следовать Чкалову. В 1938 году он получает возможность самостоятельно вести самолет над родным Донбассом. Было чуть мглистое утро, белесый туман растекался среди гор-терриконов, таяли очертания горизонта, а он, чутко прислушиваясь к работе мотора, вел свой самолет по заданному маршруту.

Донбасс — край металла и угля, край сильных и мужественных людей — дал силу и своему сыну — Георгию Береговому. В тот год, когда он вылетел самостоятельно, погиб любимец народа Валерий Чкалов. Общее горе было личным горем Берегового. Не тогда ли зародилась в душе мечта об испытании самолетов? Не тогда ли он дал себе слово продолжить дело Чкалова? Но для этого нужно было постигать авиационное искусство. С путевкой комсомола Донбасса Георгий Береговой поехал в Луганскую школу военных летчиков имени Пролетариата Донбасса. Там раскрылся талант молодого курсанта: он отлично летал, любил и знал самолет, был смел, радовал вдумчивым отношением к технике.

Георгий Береговой окончил Луганскую школу военных летчиков в первые дни войны. Его направили на фронт, в штурмовую авиацию.

В трепет приводили врага советские штурмовики. «Летающие танки» бесстрашно нападали на базы и боевые колонны противника. Береговой не раз прорывался на штурмовике через огневые заслоны зениток неприятеля. Подбитую машину наскоро ремонтировали и снова в бой. Он прыгал с парашютом из горящего самолета, а потом долго пробирался по лесам и болотам к своим. Трижды его «хоронили» — все знали, что самолет его сбит, сгорел, а сам Береговой пропал. Но трижды измученный, еле живой появлялся он в своей части. За мужество и отвагу Георгий Тимофеевич Береговой был удостоен в 1944 году высокого звания Героя Советского Союза. На фронте он вступил в партию.

— После войны наступил крутой поворот в моей жизни, — рассказывает Г. Т. Береговой. — От разрушений, уничтожения техники врага нужно было переходить к мирной жизни. Тогда осуществилась моя мечта — я пошел в испытательную авиацию.

Автору этих строк привелось быть на аэродроме, когда в небе «работал» Береговой. За дымчато-черной тучей громыхала «реактивная гроза» — сотрясал воздух мощной турбиной невидимый с земли сверхзвуковой самолет. Вот он прорвал тучу и слепяще вспыхнул серебристой стрелой. Вращаясь вокруг своей оси, самолет падал почти отвесно. Ветер отодвинул тучу от аэродрома, и солнце залило светом бетонные взлетно-посадочные полосы. Взмахом сверкающей сабли самолет Берегового вышел из штопора в полупетлю. Звенящий гром обрушился на командный пункт.

Мне удалось найти съемки двадцатилетней давности. В кабине одного из первых советских реактивных самолетов — Г. Т. Береговой. На его лице — кислородная маска. Рука уверенно сжимает ручку управления. летчик снят камерой-автоматом в кабине во время полета. Вторая камера снимала с другого самолета. Словно подбитая птица, падал «МИГ-15». Он вращался, переворачивался через спину, и экран дал возможность увидеть не только работу самолета, но и наблюдать за летчиком, всматриваться в его волевое, спокойное лицо.

На просмотр старого фильма пришел и сам Георгии Тимофеевич. Он сидел рядом со мной и с живейшей заинтересованностью смотрел через 20 лет на самого себя.

— А ничего! — заулыбался летчик. — Совсем ничего. Даже неплохо.

Я слушал Берегового и думал: более полусотни типов и конструкций самолетов прошли через руки этого человека. Один из этих самолетов на высоте 11 километров отказался повиноваться: ручка стала «мертвой»,

Самолет мог лететь только по горизонтали. Ни вверх, ни вниз — только прямо. Что делать? Бросать машину? Ни в коем случае! И Береговой спас самолет.

В 1961 году Г. Т. Берегового пригласили в Кремль. Леонид Ильич Брежнев вручил ему Грамоту Президиума Верховного Совета СССР: «Заслуженный летчик-испытатель СССР».

1961 год стал годом открытия дороги к звездам: Юрий Гагарин первым из рода человеческого облетел вокруг планеты на космическом корабле «Восток». Тогда-то летчик-испытатель Г. Т. Береговой подумал: ведь нужны будут испытатели и космических аппаратов, может, пригодится мой опыт, мои знания?

Я помню, как в 1964 году Г. Т. Береговой пришел в Звездный городок. Он знакомился с космонавтами, и молодежь почтительно разговаривала с прославленным летчиком-испытателем, Героем Советского Союза. Высокого роста, крепкий, ладный человек с проницательными, умными серыми глазами ходил по лабораториям, поглядывал на тренировочные стенды и установки. Да, он был старше всех космонавтов по возрасту, но вел себя так, что комсомольцы не замечали разницы в летах, — он был весел и общителен, пел со всеми, когда пелось, играл в волейбол, гонял шайбу, выезжал со всеми на прогулки, в театр, на стадион. Со временем Береговой стал одним из ведущих космонавтов.

Приблизилось время старта. Перед полетом Береговой получил отпуск и решил провести его активно — в автомобильном путешествии. Сев за

Сев за руль, он совершил с женой Лидией Матвеевной путь в 3 500 километров. Я поехал с семьей Береговых. Клин... Новгород... Псков... Пушкинские горы... Поднялись на высотку Святогорского монастыря.

И вот Внуково. Прощание с товарищами. Георгий Тимофеевич написал тогда несколько приветственных слов читателям «Смены». Я внимательно смотрел на него — ни тени волнения, ни малейшего признака тревоги, — как всегда, весел, бодр, спокоен.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены