75 лет назад, 27 января 1940 года, был расстрелян Исаак Эммануилович Бабель.
![]() |
75 лет назад, 27 января 1940 года, после истязаний, был расстрелян «за шпионскую деятельность против СССР» Исаак Эммануилович Бабель. Его житейское благополучие и прочное положение на Олимпе советской литературы – все это рухнуло в одночасье. Майским утром 1939 года 45-летний, пышущий здоровьем Бабель прогуливался возле своей дачи в Переделкино. Настроение было хорошее, и он, разговорившись с соседом, сказал философски: «Две вещи не удастся мне испытать в жизни: никогда я не буду рожать, и никогда не посадят меня в кутузку». «Ой, Исаак Эммануилович, не зарекайтесь! – испугался сосед. – Как говорится, от сумы да от тюрьмы»… В ответ Бабель снисходительно усмехнулся: «Э-э, бросьте… С моими-то связями…» На следующий день, 15 мая 1939 года, Бабель был арестован…
Лишь немногие догадывались, что истинной виновницей трагедии была супруга кровавого наркома внутренних дел Николая Ежова — сердцеедка и страстная искательница приключений. В кремлевских кругах Евгению Ежову называли «Стрекоза» - по причине ее крайнего легкомыслия. …
Не отличался житейскою мудростью, равно как и осторожностью, и «классик советской литературы» – так Исаака Бабеля называли еще при жизни. Авантюрный, рисковый склад его характера стал отчетливо проявляться уже в ранней юности. Этот тщедушный, анемичный паренек легко подчинял себе женщин. По воспоминаниям современников, он имел над ними поистине дьявольскую власть, за что ему люто завидовали и друзья, и недруги.
Некий мистический намек на темные силы этой личности содержится в самой фамилии писателя.
В «Завете Соломона» упоминается инфернальный дух по имени Бототель, он же - Бобель. Это один из духов — правителей тьмы. Именно Бобель, а не Бабель –фамилия предков «певца революции». Исаак Эммануилович родился в Одессе, на Молдаванке, в 1894 году, и назывался Бобелем до десятилетнего возраста.
Но уже с 1905 года Бобели решили сменить одиозную фамилию и стали Бабелями
В 1912 году юный Исаак уехал учиться в Киев.
Дочь богатого фабриканта, рыжеволосая гимназистка Евгения Гронфайн, которую Бабель называл «ангел Женечка», влюбилась в неказистого студента. Однако Гронфайн-старший счел Бабеля негодным кандидатом в зятья. Оскорбленный Исаак впервые в жизни пошел на неслыханную авантюру: похитил девицу и увез ее в Одессу…
Не удивительно, что Бабель приветствовал приход советской власти: это был момент его торжества над жадным и гордым тестем, который лишился всего и, по слухам, умер от голода. А Бабель к 1920 году уже имел комиссарское звание и странствовал с Первой Конной по дорогам войны.
Всю кровь и резню гражданской войны Бабель выплеснет потом в рассказах, которые Маяковский опубликует в журнале «Леф» в 1924 году. Эти-то истории и составят знаменитый сборник «Конармия».
Буденный был взбешен этой книгой, назвал ее клеветническими домыслами, а самого Бабеля – дегенератом от литературы. Полководец открыто требовал расправы над автором «Конармии». Бабель же потешался от души…
На гребне славы он вместе с «ангелом Женечкой» перебрался в Москву, где они получили роскошную двухэтажную квартиру на Таганке.
В Москве «ангел Женечка» всерьез увлеклась живописью. А Бабель – актрисой театра Мейерхольда Татьяной Кашириной. И тоже – весьма серьезно… Вскоре у Бабеля и Кашириной родился сын, которого писатель назвал в честь своего отца – Эммануил. Правда, Каширина после долгих раздумий выйдет замуж за другого писателя – Всеволода Иванова; и сын Кашириной и Бабеля станет не только Ивановым по фамилии, но и Михаилом по имени.
В дальнейшем Иванов всячески ограждал Михаила от его биологического отца. Возможно, это было продиктовано тем, что после выхода «Конармии» многие считали писателя субъектом с явно садистскими наклонностями. «Он болен, серьезно болен!» - шептались за спиной у Бабеля.
Для Исаака Эммануиловича драматическая связь с Татьяной Кашириной закончилась разрывом с женой: «ангел Женечка» крепко обиделась на мужа-изменника и покинула Россию, навсегда переехав в Париж, будучи окрыленной лестными отзывами о своем таланте художника-акварелиста.
Бабель тяжело переживал ее отъезд… Страдал… Плакался в жилетку всем подряд… С тоски он напросился в продотряд, шерстивший крестьян голодающего Поволжья...
А весной 1927 года Бабель отправился в Европу, благо в то время (сейчас об этом мало кто знает) границы СССР были практически открыты для выезда, а паспортного режима еще не существовало. По пути в Париж Исаак Эммануилович остановился в Берлине, где произошла его судьбоносная встреча с другой рыжекудрой Женечкой - Евгенией Хаютиной-Гладун, в девичестве – Фейгинберг.
«Я пригласил Гладун покататься по городу в такси, убедил ее зайти ко мне в гостиницу. Там произошло наше сближение», - признавался Бабель спустя 13 лет, во время допроса.
В 4-м номере читайте о женщине незаурядной и неоднозначной – Софье Алексеевне Романовой, о великом Николае Копернике, о жизни творчестве талантливого советского архитектора Каро Алабяна, о знаменитом режиссере о Френсисе Форде Копполе, продолжение иронического детектива Ольги Степновой «Вселенский стриптиз» и многое другое.