Евгения Соломоновна происходила из многодетной семьи бедного гомельского ремесленника. С детства она мечтала носить самые модные платья и шляпки и, помимо вереницы ухажеров, иметь статусного мужа.
Впрочем, первым ее мужем стал слесарь Хаютин – для Гомеля такой брак был выдающейся партией. Но после революции наступило время дерзких личностей. Сословные границы рухнули. Евгения бросила суженого и вышла замуж за красного командира Александра Гладуна. Он-то и перевез ее в Москву. Здесь она соприкоснулась, наконец, с той жизнью, о которой грезила с детства: встречи со знаменитостями, шикарные платья, конфискованные у дворянок…
В Берлине Бабель понял, что повстречал женщину своей мечты. Они были словно созданы друг для друга: оба – любители интриг, жадные до приключений. Лишь в ноябре 1927 года Бабель расстался-таки с Евгенией Гладун и уехал в Париж – под крышу квартиры на Монмартре. Здесь, среди богемной элиты, обитала его первая жена, «ангел Женечка». Ее акварели уже имели некоторый успех на выставках импрессионистов. Во всяком случае, на жизнь «ангелу Женечке» хватало. Чего нельзя было сказать про самого Бабеля. Все его попытки взять в долг энную сумму наталкивались на стойкое недоумение, и он с горечью осознал, что Париж – не Москва; здесь не дают взаймы постороннему человеку, даже если человек этот где-то там и чем-то там знаменит.
Однако кое-кто из окружения жены читал-таки рассказы Бабеля. Более того, Исаак Эммануилович с изумлением узнал, что в Париже его именуют «маркиз де Сад русской революции».
И Бабель принялся изучать исторические материалы о личности реального маркиза де Сада. Он был поражен: как много общего у французского аристократа и у него, выходца из семьи одесского коммерсанта! Оба они своим творческим взлетом обязаны революции. Как и де Сад, Бабель считал насилие совершенно естественным для природы человека. Де Сад утверждал, что человек – лишь жалкая песчинка в мире террора всех видов, и, прежде всего – сексуального. И для Бабеля в его рассказах все живое – комиссары, казаки, крестьяне, одесские бандиты, кони и петухи - интересно, прежде всего, как плохое или хорошее топливо для революционного котла. Насилие возведено у Бабеля в абсолют. Есть мнение, что советская литература 20-х появилась на свет благодаря такому общественному явлению того времени, как садизм, ставший ее гимном. И Бабель талантливо исполнил этот гимн.
…Он вроде бы примирился с супругой – во всяком случае, через девять месяцев после его отъезда из Парижа, а именно – 17 июля 1929 года, «ангел Женечка» родила дочь Наталью.
Но… Парижская жена, хоть и согласилась исполнять супружеский долг, однако содержать мужа не пожелала.
Бабель заглядывал и на Капри к Горькому: здесь-то, был уверен он, его примут с любовью и похвалой. Возможно, даже дадут взаймы. Ведь Горький еще с 1916 года покровительствовал Бабелю, опубликовал его первые рассказы в своем петроградском журнале «Летописи».
Правда, после выхода этих рассказов их автор был привлечен к уголовному суду за порнографию. Впрочем, на счастье Бабеля, февраль 1917-го снял с него все обвинения.
Горький действительно радушно встретил Бабеля. Но денег не дал: к тому времени Алексей Максимович и сам сидел на мели.
Впоследствии Бабель намекал, что именно он-то и уговорил Горького вернуться в Россию, пробудив в нем ностальгию по родине. На самом деле причины возвращения Алексея Максимовича в СССР были, конечно же, куда глубже. А точнее – причины те же, что и у Бабеля: оба они были в то время по-настоящему нужны только советской власти.
Вместе с Горьким и другими писателями Бабель отправляется в престижнейшую поездку по маршруту «Москва – Беломорканал – Москва». Одно лишь участие в этом рейде означало высокую степень литературного признания, то есть, признания со стороны товарища Сталина. Кто бы мог подумать, что уже вскоре большинство писателей, «отметившихся» в поездке, будут расстреляны по его приказу!
Бабель был поражен той атмосферой насилия, подавления личности, которая царила на Беломорканале. Но именно это и являлось предметом его творчества.
В 1931 году Бабеля приняли в Союз писателей СССР.
Казалось, он достиг всего, о чем только мог мечтать. Признание властей и миллионов читателей, постоянные приглашения в высшее общество… И – возможность не заботиться о хлебе насущном.
Но судьба внезапно сделала крутой поворот. В том же 1931 году, на очередной элитной вечеринке, Бабель встретил свою берлинскую любовницу – Евгению Гладун. И узнал, что теперь она вовсе даже не Гладун… Евгения щеголяла среди кремлевского бомонда в качестве жены заведующего организационно-распределительным отделом ЦК Николая Ежова, вскоре ставшего наркомом внутренних дел. Да, она, как и Бабель, тоже добилась всего, о чем мечтала. Заполучила статусного мужа. Да какого!..
Но не такими людьми были Исаак Бабель и Евгения Ежова, чтобы успокоиться и зажить мирной, сытой жизнью. Они не мыслили свою судьбу без постоянного риска, опасных связей и любовных авантюр.
И страсть между ними вспыхнула с новой силой.
…Бабель не был ревнив, Николай Ежов – тоже. Его вполне устраивал такой брак: супруга окружила его женской заботой, обустроила холостяцкую квартиру, кормила Ежова вкусным, горячим супом. А готовила она просто восхитительно!
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.