Необыкновенные посевы

Сем Новиков| опубликовано в номере №781, декабрь 1959
  • В закладки
  • Вставить в блог

Яровую скосили вместе с сочными стеблями озимой, которая достигла полуметровой высоты. Животноводы перебирали в руках необычную мешанку - получился отличный корм для скота! Может быть, ради этого, думали они, и затеял агроном новый посев?

А для Юрина настали тревожные дни. Перезимует ли озимая пшеница, посеянная как яровая? В заморозки он раскапывал землю и убеждался: корни живут!

Летом пшеница, словно торопясь рассеять сомнения агронома, буйно пошла в рост и обогнала соседей, посеянных, как обычно, с осени. Теперь каждый видел: пшеничка на опытной делянке кустистее, колос у нее больше, зерно крупнее.

Победу в этом своеобразном соревновании окончательно определили цифры. С гектара яровой и озимой пшеницы обычного посева сняли 32 центнера зерна. Но пшеница двойного посева дала 53 центнера!

Итак, выходило 130 пудов прибавки на гектар! Если к тому же учесть, что для озимой не потребовалось обычной августовской пахоты, если добавить дополнительный урожай зеленой массы, то экономическая выгода нового способа сева возрастала еще больше.

Тогда Юрин не знал, что этот первый пробный посев явится началом его работы над диссертацией. Имея среднее агрономическое образование, он поступил на биологический факультет Московского государственного университета и за два с половиной года окончил пятилетний курс. Учеба, затем аспирантура и работа над диссертацией помогли глубже разобраться в сложных взаимоотношениях между яровой и озимой пшеницей.

У разных растений свои требования к пище и другим условиям жизни на протяжении вегетационного периода. Сегодня, например, одним требуется больше фосфора, другим - азота. На этом и основано известное положение науки о том, что чем разнообразнее организмы, тем большее количество жизней может развиваться на единице площади и что все органы и свойства растений образуются на пользу им самим, а не другим видам. Иными словами, питательные вещества, влага, свет используются рациональнее, если совместно произрастают растения, различные по возрасту, развитию, росту и другим биологическим свойствам, но относящиеся к одному виду.

Юрину стало ясно, почему рядом со старыми поднимаются новые побеги растения. Созревшие ветви уже не употребляют прежнего количества пищи и влаги. Этим и пользуется молодая поросль. Она растет, закрепляя за собой место, преграждая сюда доступ другим растениям... Иное происходит на поле, где посеян один выравненный сорт, скажем, яровой пшеницы. Созревая одновременно, растения на различных стадиях потребляют одни и те же элементы пищи. Когда снижается потребление питательных веществ, рядом бурно начинают расти сорняки; они теснят культурные растения, а порой и заглушают их. Вполне естественно поэтому, что при двойных посевах меньше сорняков. Ведь яровая и озимая пшеница отличаются по возрасту, развитию, используют условия жизни не одновременно, а в разные сроки. На долю сорняков остается мало пищи и влаги, им приходится отступать.

... Опыты следовали один за другим.

После десятка проб Юрин нашел лучший вариант. Сначала он сеял озимые сухими семенами на глубину восьми сантиметров, расходуя на гектар не 200 - 220 килограммов зерна, как обычно, а только 120 - 140. После этого вперекрест высевал яровизированные яровые семена на глубину четырех сантиметров.

Яровые раньше всходили и быстрее росли. Озимые развивались под их покровом, а потом, после уборки яровых, использовали к тому же продукты разложения их корней.

Колхозники недоумевали: чем объяснить высокие урожаи озимых, если расходуется лишь половина нормы семян? А дело было в том, что благодатные условия совместных посевов способствовали необычайной кустистости пшеницы. Отмечались случаи, когда из одного зерна развивалось 40, 50 и даже 70 продуктивных стеблей.

Тут уже речь идет не о том, чтобы вырастить два колоса там, где рос один. Юрин мечтает о тысячепудовых урожаях зерновых, которые, возможно, будут реальны.

Колхозники артели «Рассвет» первыми применили новый способ посева, причем не только на зерновых. Двойные посевы оказались не менее эффективны на картофельных и овощных полях. Бригады Клавдии Сафоновой, Анны Дмитриевой, Валентины и Зои Андреевых сажают ранний пророщенный картофель и тут же, через борозду, неяровизированный поздний. высевают в один день яровизированные и неяровизированные семена моркови. Высаживают рядом рассаду ранней и поздней капусты. И опять цифры убеждают: урожай с участков совместных посевов при соблюдении необходимых условий почти вдвое превышает обычный.

Открытие Юрина проверено и в ряде других колхозов Подмосковья. В артели имени 1 Мая, Балашихинского района, совместная посадка яровизированного сорта изпрон» и не - яровизированного сорта «лорх» дала на гектаре 80 центнеров прибавки картофеля. Такой же результат получен в колхозе «Путь Сталина», Химкинского района, и в других хозяйствах. И повсюду люди, убедившись в больших преимуществах нового метода, решают расширить площади под совместные посевы.

Пожалуй, нет такой области в нашей стране, откуда бы не приходили Юрину письма. Ему пишут также из Румынии и Канады, из Англии и Германии. И в каждом письме - живой интерес к новому способу сева.

... Петр Васильевич Юрин отдал своему открытию десять лет мучительных исканий, сомнений, упорного и тяжелого труда. Не знал он покоя и после того, как труд был завершен, признан и автору присудили ученую степень кандидата биологических наук. Для подлинного новатора не менее важно другое - внедрить новый метод в жизнь. И молодой ученый воюет с нерадивыми людьми, консерваторами, которые боятся свежего ветра...

Но новое побеждает. И каждая весточка из колхозов и совхозов о совместных посевах, каждая встреча с людьми, внедряющими новый метод, приносит ученому - энтузиасту настоящее, глубокое удовлетворение.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены