Лесная опушка, густо усыпанная порыжевшей листвой; белые, неброские цветы, тесно обступившие бездонный черный омут; освещенная [ солнцем яркая, сочная трава и голубое небо; залитое зноем поле; мать, склонившая голову над спящим ребенком; женские лица – как символ красоты и жизни...
Ощущение теплоты и естественности несут картины молодых московских художников Александра Поленова, Валерия Стойлова, Виталия Плуталова. Различна манера художников, различны средства выражения мыслей и чувств, и все же каждая их картина – лирический рассказ о многообразной красоте Родины, России.
Валерий Стойлов сосредоточивает внимание на небольших уголках леса, словно замыкая пространство или ветками деревьев, или густой зеленью травы, – передает настроение их скромной, уютной красоты. Невыразимое очарование, наполненное светом и воздухом, заполняет все пространство его пейзажей. «За околицей», «Опушка», «Русское поле»... Остро чувствовать и понимать природу – пожалуй, это из детства. Из Бабушкина, когда-то окраины Москвы. «Сколько себя помню, – говорит Валерий Стойлов, – меня всегда тянуло рисовать мои родные места. Еще в школе на уроках, затем в Московском художественном училище имени 1905 года, где я учился, да и сейчас...» Его краски чисты и прозрачны, кисть легка и уверенна, а пейзажи узнаваемы – будто сама природа отдала им часть своего естества.
Женские портреты Александра Поленова написаны с легкостью и поразительным пылом. Но это не конкретные лица. Здесь нет характера и индивидуальности. Скорее мечта, идеал. «Незнакомка», «Уличная мадонна», «Мелодия» – в полотнах ощутима тяга к совершенству. Женщины неземны, призрачны. Их лица словно сотканы из сна и химер. Это его ранние портреты – его юношеское представление об идеале женщины. Но вот одна из последних работ – «Материнство». Мать и младенец – вечная тема. Художник уловил особенные черточки живого характера молодой женщины. Ее счастье и ее тревогу за будущее ребенка передают светлые и темные тона, которыми написана картина. Еще совсем недавно Александр был студентом художественно-промышленного училища имени Калинина. А теперь сам учит рисовать ребят в студии изобразительного искусства.
Виталий Плуталов в отличие от двух своих товарищей по кисти не отдает предпочтения какому-то одному жанру. Его портреты тонкие, психологические.
Он пишет разных людей, любит одного человека писать несколько раз. Природа на его полотнах разнообразна: «Утро», «Полдень», «Вечер», триптих «Времена года»...
Звездный городок, Тимирязевская академия, Московский Дом ученых – вот неполный перечень адресов совместных выставок молодых художников. И не случайно то, что они совместные. Ведь всех троих объединяет общая тема любви к родному краю. А их творчество при всей несхожести манер. дополняя друг друга, дает возможность более широко и многопланово вести разговор со зрителем о том, что дорого каждому человеку; показывать все многообразие и красоту нашей жизни, гармонию окружающего мира.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
О том, как инженеры и рабочие Ореховского хлопчатобумажного комбината сообща решают важную проблему
Повесть
Клуб «Музыка с тобой»