Порой студентам-комсомольцам отстаивать свои политические взгляды приходится и в навязанных им рукопашных схватках. Бывает, что удары противников достаются и Розе, но никто еще не слышал от нее хотя бы слова жалобы. Наоборот, она сама готова оказать помощь товарищу. Если он пострадал, она промоет, перевяжет ему рану, смажет ссадину, поддержит добрым, ласковым словом.
Роза Бульон не щадит себя в работе. Бессонные ночи стали для нее обычными. В окнах ее комнаты часто можно видеть свет, когда весь дом погружен в сон. Это значит, что она готовит тезисы к очередному выступлению на митинге молодежи, или составляет план работы комсомольской организации, или пишет тексты листовок и плакатов. В ночные часы Розу нередко можно видеть среди товарищей на улицах Лимы. В руках у них жестяные ведерки с краской и кисти. Когда огромный город с двухмиллионным населением спит, они расклеивают листовки, пишут на стенах домов, на заборах лозунги Перуанской компартии, комсомола, раскрывают цели и содержание программы действий коммунистов.
Было бы ошибкой полагать, что для Розы ничего не существует, кроме политических схваток. Она очень любит читать. Любовь к книгам она вынесла из детства, которое провела в бедной деревушке в департаменте Паско близ города Охапампа. Ее родители, простые крестьяне, отдавали последние гроши, чтобы купить ей книжку. Порой диву даешься, как это Розе удается найти время для художественной литературы. Особенно увлекает ее поэзия. Она готова перечитывать по нескольку раз стихи и поэмы Вальеса, Пабло Неруды, находя в них что-то свое, близкое по мысли и чувству.
Как-то разговорившись с Розой, я спросил, что помогало ей в нравственном и идейном становлении, и она ответила: «Книги. И в первую очередь «Как закалялась сталь» Николая Островского. — Роза объяснила: — Жизнь и борьба Павла Корчагина близки мне и понятны. Когда я сталкиваюсь с трудностями, я спрашиваю себя, а как бы поступил на моем месте Павка. И знаешь, это мне зачастую помогает найти правильное решение. И я стараюсь не щадить себя ради нашей борьбы. Пусть порой и тяжело, но ведь Корчагину, советским комсомольцам в годы революции и гражданской войны было не легче. И если бы я была хоть чуточку похожа на них, это доставило бы мне удовлетворение. Ведь это ощущение, что ты приносишь пользу общему делу, придает новые силы, закаляет в борьбе».
Мне остается добавить, что именно такие люди, как Роза Бульон, помогли Коммунистической молодежи Перу завоевать большой авторитет у наших юношей и девушек.
...Поездка на фестиваль, дальняя дорога на теплоходе вместе с кубинской делегацией, горячая, сердечная встреча в Ростоке, митинги, цветы, оркестры на пути до Берлина — обо всем этом забыть невозможно.
В Германской Демократической Республике мы провели две недели. Они пролетели так быстро, так незаметно, как проходит обычно время в гостях у настоящих, добрых и верных друзей. Делегаты фестиваля чувствовали себя в Берлине, столице первого германского социалистического государства, как дома. Нам принадлежали улицы, площади, парки, дворцы города. Гостеприимные хозяева сделали все, чтобы делегаты X Всемирного увезли с фестиваля яркие впечатления о социалистической действительности, о больших успехах народа ГДР в строительстве новой жизни.
«Солидарность — сила миллионов» — этот лозунг стал лейтмотивом многочисленных встреч и бесед, проходивших в дни фестиваля. Глубоко запали в память митинги солидарности с народами Вьетнама, Лаоса, Камбоджи, арабских стран, Пуэрто-Рико, Мозамбика, Анголы и Гвинеи (Бисау). Было радостно видеть, что молодежь различных стран воспринимает борьбу народов за независимость и свободу как свою собственную, империализм был осужден как враг человечества. Гнев молодежи, ее решимость сделать все, чтобы на земле воцарился мир и было покончено навсегда с агрессиями и войнами, — ясный и четкий ответ тех, кому принадлежит будущее планеты, на происки противников разрядки международной напряженности, мечтающих повернуть вспять развитие истории.
Особенно нас взволновали встречи с советскими людьми. Мы видели, что они глубоко интересуются революционным процессом в Перу, проблемами Латинской Америки.
В торжественном молчании мы, перуанцы, стояли у памятника советскому воину-освободителю в Трептов-парке. Мы видели замерших советских ребят — сыновей тех, кто на своих плечах выдержал войну с фашизмом и победно завершил ее в Берлине. Мы думали о 20 миллионах советских людей, отдавших жизни за то, чтобы чума фашизма не поразила весь мир и чтобы дети уже при своем рождении не становились рабами.
Я беседовал с лейтенантом Чан Тхи Ли, депутатом Национального собрания ДРВ, Героем вьетнамской Народной армии. Я думал, как много мужества, любви к родине и ненависти к врагам должно быть в этой хрупкой, невысокой девушке. Казалось бы, для нее более подходящи белое платье, розы, а не эта военная форма. Но она командир зенитного подразделения, сбившего 10 американских самолетов. Беседуя с ней, я особенно хорошо понял, почему интервентам не удалось поставить на колени этот мужественный народ.
Когда я возвращаюсь мысленно в недавнее прошлое, которое можно назвать одним, но емким словом «фестиваль», мне невольно приходит на память берлинский вечер 5 августа, ставший, на мой взгляд, значительнейшим событием форума молодежи земли. Тогда на площади имени Маркса и Энгельса проходил заключительный митинг X Всемирного фестиваля молодежи и студентов.
Наступает торжественная тишина. Мы знали, что будет зачитан «Призыв к молодежи мира». Знали, что читать его будет мужественная американская коммунистка Анджела Дэвис. И вот она читает текст призыва, а я снова и снова думаю: все ли мы, молодежь семидесятых, делаем для того, чтобы быть достойными надежд, возлагаемых на нас народами? Заслуживаем ли мы доверия, оправдаем ли его, когда наступит особый, неповторимый для каждого из нас час — час испытаний, когда нужно будет в полной мере проявить свою гражданскую сознательность, все мужество, стойкость, чтобы, опираясь на уже приобретенный опыт, идейную закалку, на надежное плечо старших товарищей по борьбе, выполнить свой долг. И к этому мы все должны стремиться, готовиться, работая денно и нощно.
Для нас, молодых перуанцев, фестиваль имел огромное значение. И не только потому, что мы имели возможность принять участие в митингах, конференциях, различных семинарах и встречах, обсуждать вместе с представителями других делегаций острые проблемы современной жизни, судьбы мира и прогресса.
Фестиваль стал для нас наглядным примером того, как люди различных политических, идеологических и религиозных взглядов могут работать вместе, сотрудничать, когда их объединяют общие идеи.
Это очень важно для нас, поскольку в Перу, как и во многих других странах Латинской Америки, прогрессивные, демократические силы долгое время были разобщены, процветало сектантство, что приводило подчас к неминуемым поражениям и неудачам, облегчало империализму возможность осуществления по отношению к нашим народам политики, выраженной в принципе «разделяй и властвуй».
Читателям журнала, возможно, будет интересно узнать, чем живет сейчас наша страна, что волнует перуанский комсомол.
Как известно, в Республике Перу с 3 октября 1968 года у власти находится правительство патриотически настроенных военных. При решительной поддержке народа, всех демократических организаций, в том числе компартии, оно осуществило ряд прогрессивных мероприятий. Была национализирована рыболовная промышленность. Государство установило свой контроль над экспортом кофе, железнодорожным транспортом. Создана государственная авиакомпания «Аэроперу». Полным ходом идет аграрная реформа: в руки крестьян уже передано свыше пяти с половиной миллионов гектаров земли. Стараемся ликвидировать неграмотность. К 1980 году в стране не останется ни одного перуанца, который не умел бы читать и писать. В июне 1973 года были переданы государственной компании Минероперу медные месторождения в районе Торо-Мочо, принадлежавшие американской фирме «Серро де Паско». Кстати, в ближайшем будущем планируется установить полный контроль государства над «Серро де Паско», в течение длительного времени грабившей природные богатства страны. Будет создан также общественный сектор экономики.
Внутренняя реакция оказывает отчаянное сопротивление революционному процессу в Перу. Правые органы печати, олигархия, капиталисты, представители экономических интересов иностранных монополий пытаются посеять среди широких масс населения неуверенность и недоверие к правительству, спровоцировать трудовые конфликты, помешать проведению аграрной реформы. Они обвиняют перуанскую революцию в том, что она якобы приняла «коммунистический» характер, разжигают антикоммунистическую истерию.
Однако эта провокационная кампания лжи получает должный отпор. Обращаясь в конце июля к перуанскому народу с посланием по случаю 152-й годовщины провозглашения независимости республики, президент Веласко Альварадо подчеркнул: «Антикоммунизм всегда был оружием реакции и правых элементов. Поэтому обратиться к недальновидной и не имеющей смысла политике антикоммунизма было бы равносильно начать борьбу против самой революции».
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
С военным комиссаром города Москвы генерал-майором Алексеем Ивановичем Морозовым беседует специальный корреспондент «Смены» Владислав Янелис
Окончание. Начало см. в № 20 («Появление Годунова»)
Фантастическая повесть. Продолжение. Начало в № 20