Третий год над полями битв происходят крупные воздушные сражения. За это время советские лётчики завоевали несомненное превосходство в воздухе над противником. И в небе 1944 года хозяином положения является наша авиация.
Поворотным моментом в воздушной войне против гитлеровцев была Сталинградская битва. Наша авиация, боевой путь которой на всех этапах Отечественной войны неразрывно связан с действиями наземных войск, героически боролась с немцами в Сталинграде и уничтожила большие силы врага. Именно здесь немцы утеряли своё былое преимущество в авиации, созданное внезапным и вероломным нападением.
В наших наступательных боях под Сталинградом, закончившихся полным разгромом группировки фон Паулюса, немецкий воздушный флот лишился более 1500 самолётов, сбитых советскими лётчиками.
Верховный Главнокомандующий Маршал Советского Союза товарищ Сталин назвал сражение у Волги закатом немецко - фашистской армии, после которого она не могла уже оправиться.
Воздушная война 1943 года принесла немцам ещё более тяжёлые поражения. Огромные потери в самолётах и в лётном составе поставили немецкий воздушный флот лицом к лицу с серьёзными затруднениями. Третью зимнюю кампанию на Востоке и пятую - на Западе немецкая авиация ведёт в обстановке, коренным образом отличной от обстановки прежних лет. Нынешняя воздушная обстановка характеризуется превосходством советской авиации на Востоке и англо - американской - на Западе.
Наши лётчики, теперь постоянно удерживающие инициативу в своих руках, нанесли немецкой авиации в 1943 году весьма чувствительные удары.
Товарищ Сталин в своей речи 6 ноября 1943 года привёл цифры потерь немецкой авиации за год, от 25 - й до 26 - й годовщины Октября. За это время немцы потеряли более 14 тысяч самолётов.
14 тысяч уничтоженных немецких самолётов - это по меньшей мере 30 полнокровных воздушных корпусов, или около 150 истребительных и бомбардировочных эскадр. Вместе с этими самолётами на советско - германском фронте погибло много тысяч опытных лётчиков и штурманов. Восполнить этот урон нелегко. Обучение новых кадров требует времени. А между тем потери в лётчиках всё увеличиваются. В результате немцы вынуждены бросать в бой малоопытных, молодых лётчиков, с подготовкой которых у них далеко не всё благополучно.
Мощное наступление Красной Армии в 1943 году и огромные потери, которые понёс германский воздушный флот, наложили отпечаток на тактическое и оперативное использование немцами своей авиации. Теперь их воздушный флот прикован к полю боя, и это является основной его слабостью. Ныне гитлеровцы не в состоянии, как прежде, вести авиационное наступление на широком фронте. Они вынуждены перейти к оборонительной тактике, и их авиация осуществляет лишь непосредственную поддержку пехоты.
Кроме того нужно учесть и то обстоятельство, что некоторую часть своих военно - воздушных сил, ранее действовавших на советско - германском фронте, теперь немцы вынуждены держать в Германии для противодействия налётам англо - американской авиации и в резерве - в ожидании вторжения наземных армий союзников.
С другой стороны, значительно возросшая активность советской авиации не позволяет немцам поддерживать деятельность своей авиации на одном уровне. Их силы быстро выдыхаются. Теперь уже не наблюдается такой концентрации немецкой авиации на узком - участке, как это было, например, под Сталинградом. И это вполне естественно, так как части Красной Армии наступают на широком фронте. В воздушных боях тактика немецких лётчиков также стала оборонительной.
Столь значительных успехов советская авиация достигла потому, что она обладает материальной частью превосходного качества, потому, что искусство её летчиков и оперативно - тактическое мастерство офицерских кадров стоят на высоком уровне. Кадры нашей авиации блестяще справились с серьёзными задачами летнего авиационного наступления 1943 года и пришли к нынешней зимней кампании в несравненно лучшей «форме», нежели германский воздушный флот.
Ход военных событий привёл германскую авиацию к серьёзным структурным изменениям, предопределяющим оборонительную воздушную тактику. С этой точки зрения, весьма интересно привести некоторые данные о состоянии немецкого самолётного парка.
К моменту вероломного нападения на СССР гитлеровская авиация более чем наполовину состояла из средств воздушного наступления, т.е. бомбардировщиков различных типов и назначений. Кроме того временное численное превосходство в самолётах позволяло немцам широко привлекать к наступательным операциям средства воздушной обороны, т.е. истребительную авиацию. К концу 1943 года положение в корне изменилось. Количество бомбардировщиков в немецком самолётном парко уменьшилось в два - два с половиной раза. Примерно на столько же уменьшилось число самолётов морской и разведывательной авиации, которые тоже можно использовать для нанесения бомбовых ударов. Вместе с тем немцы стараются поддерживать в строю определённое количество машин, делая это путём сокращения резерва и насыщения частей истребителями.
Оборонительные тенденции заметны и в вооружении немецких самолётов. С одной стороны, это - стремление повысить защитные средства бомбардировщиков: увеличение брони, установка дополнительного вооружения, оснащение машин ракетными двигателями короткого действия, рассчитанными на резкое увеличение скорости для ухода из - под атаки истребителей. С другой стороны, немцы делают попытки вооружить истребительную авиацию реактивным оружием - малоприцельным, но бьющим на большие дистанции. Тут немцы идут даже на некоторое уменьшение скорости истребителя. Пока что реактивным оружием снабжены главным образом ночные истребители, входящие в систему немецкой противовоздушной обороны. Но, конечно, не исключена возможность использования его и в дневных воздушных боях.
Таково вкратце общее состояние воздушного флота Германии. Им определяются нынешние тактические приёмы вражеских лётчиков. Теперь немцы придерживаются осторожных действий в воздухе, рассчитанных на внезапность и на создание кратковременного превосходства в силах.
Если проследить за боевым путём, пройденным советской авиацией, то в глаза бросится весьма существенная деталь, резко отличающая действия наших лётчиков теперь от их действий в первые месяцы войны. Личный героизм и беспредельная храбрость лётчиков ныне подкреплены и умножены возросшим уменьем командных кадров авиации руководить не только воздушным боем, но и крупными операциями. Командный состав авиации ведёт воздушную войну с немцами со всё возрастающим оперативно - тактическим мастерством.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.