Небо 1944 года

Н Денисов| опубликовано в номере №402, февраль 1944
  • В закладки
  • Вставить в блог

Пришло уменье правильно оценивать воздушную и наземную обстановку, уменье ставить подчинённым с наибольшим эффектом выполнимые боевые задачи и, наконец, самое главное - уменье доводить решение до конца, всякий раз добиваясь желаемых результатов. Всё это не могло не повлечь за собой роста боевого мастерства лётчиков, штурманов и стрелков - радистов.

Воздушные бойцы, переходя от менее сложных боевых заданий к выполнению более сложных, постепенно становятся мастерами высокого класса. Теперь целые эскадрильи и полки при самой напряжённой работе, совершая по нескольку труднейших групповых вылетов в сутки, на протяжении ряда боёв, а то и всей операции совершенно не имеют потерь. В быт наших авиационных частей всё прочнее и прочнее входит эта «боевая безаварийность», - борьба за максимальное снижение потерь.

Прочно овладев превосходством в воздухе, наши лётчики продолжают наносить немцам удар за ударом.

Взаимодействие воздуха и земли

Воздушные операции текущего года войны примечательны, в частности, тем, что наши авиационные части в подавляющем большинстве овладели искусством взаимодействия с наземными войсками на поле боя. В этом взаимодействии «воздуха» и «земли» стало достигаться главное - уменье авиации не только оказывать действенную огневую поддержку с воздуха наземным войскам перед прорывом оборонительных рубежей немцев, но и продолжать сопровождать пехоту и танки, развивающие успех и ведущие борьбу внутри вражеской обороны или же вошедшие в прорыв и действующие на известном оперативном просторе.

Помощь, оказываемая нашей авиацией наземным войскам, изобилует сотнями ярких примеров. Вот несколько из них.

В боях, разыгравшихся на одном из участков, 1 - го Украинского фронта, немецкое командование создало мощный танковый кулак для таранного удара по нашим войскам. Воздушная разведка своевременно обнаружила сосредоточение немецких танков. Немедленно на танковую группировку врага было оказано мощное воздействие с воздуха. В результате массированных налётов штурмовиков, вооружённых специальными средствами борьбы с танками, вражеский замысел был сорван, а одна эсэсовская танковая дивизия противника, составлявшая ядро группировки, была полностью разгромлена во взаимодействии с наземными войсками.

На Ленинградском фронте в дни разгрома более чем двадцати немецких дивизий, оборонявших пресловутый «северный вал», наша авиация несмотря на снегопад и туман непрерывно помогала наземным войскам в их стремительном и неуклонном продвижении вперёд. Вражеское «стальное кольцо» блокады было накрыто тысячами увесистых фугасных бомб. Наши бомбардировщики били точно. Они уничтожили большее количество батарей немецкой дальнобойной артиллерии, варварски обстреливавшей Ленинград, десятки дотов и дзотов, разворотили линии траншей и ходов сообщения.

Последние наши наступательные бои по Украине также проходят под знаком тесного боевого содружества авиации с пехотой, танками и артиллерией. Помогая огнём с воздуха преследовать и окружать немцев, наши лётчики кроме того доставляют наземным войскам, наступающим в условиях бездорожья, продовольствие и боеприпасы.

Воздушная блокировка

Неопровержимым свидетельством возросшей мощи советской авиации является проведённая в феврале этого года операция по окружению и уничтожению 10 немецких дивизий и 1 бригады в районе Корсунь - Шевченковский. Здесь наши лётчики, помимо непосредственного взаимодействия с пехотой и танками на поле боя, заблокировали с воздуха район окружения вражеских войск, изолировали его от немецких самолётов, пытавшихся оказать помощь своим зажатым в кольцо дивизиям.

Воздушная блокировка - один из новых, родившихся в советской авиации приёмов оперативно - тактического использования военно - воздушных сил. Впервые в широком масштабе он был применён под Сталинградом в дни окружения 22 дивизий фон Паулюса. Подобную же задачу наши лётчики блестяще разрешили и в районе Корсунь - Шевченковский. Наши истребители плотно закрыли доступ с неба к окружённым войскам противника, ежедневно сбивая десятки транспортных самолётов врага. Караваны «Ю - 52» шли со всех сторон к Корсунь - Шевченковскому, но со всех сторон навстречу им поднимались советские истребители и поджигали их в воздухе. Тем временем штурмовики громили аэродромы противника, уничтожая вражескую авиацию на земле.

Не удалось германской авиации проложить также путь танковым дивизиям, спешившим извне на помощь окружённым немецким войскам. Их самолёты уничтожались вашими истребителями. Всего советские лётчики сбили в районе этого блестящего сражения 329 вражеских самолётов.

Подобных примеров множество. Однако было бы ошибочным считать, что мастерство советских лётчиков и авиационных командиров достигло совершенства и дальнейший рост нашей авиации как в подготовке кадров, так и в области вооружения не нужен. Германская авиация всё ещё является серьёзным и сильным противником. Немцы в меру своих сил и возможностей стараются восполнить понесённые потери, модернизируют самолёты, выпускают из школ и училищ новые кадры пилотов, штурманов и механиков. У немцев появились новые типы самолётов - тяжёлые истребители, оснащённые реактивным оружием. Немецкие бомбардировщики оснащаются новыми типами моторов. Всё это, конечно, не сможет внести сколько - нибудь серьёзных изменений в воздушную обстановку, но ставит перед нашей авиацией задачу непрерывного роста и совершенствования.

Мы овладели превосходством в воздухе. Немецкая авиация от наступления перешла к обороне. Наши «Яковлевы», «Ильюшины», «Петляковы» лучше немецких машин. Наши пилоты и штурманы подготовлены к боям гораздо основательнее, чем немецкая скороспелая молодёжь. Наши авиационные офицеры более искусны, чем немецкий офицерский состав. Наши самолёты вновь реют над рекой Прут - государственной границей СССР. Небо 1944 года - небо нашей авиации. Продолжая совершенствовать своё мастерство, советские лётчики всё более и более упрочают господство в воздухе и, навязывая немцам новые губительные для них воздушные сражения, окончательно разгромят кичливый, но уже навсегда утерявший дутую славу непобедимости германский воздушный флот.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены