Судьба железная задавит дни мои.
Судьба железная: верни ее – верни!
.............................................................
Мы искони одни: над нами замкнут круг.
Мой одинокий, мой далекий друг...
Ася Тургенева канула в прошлое. В жизни Бориса Николаевича появилась тихая, ласковая женщина – Клавдия Николаевна Васильева, Клодя, как ласково называл ее писатель. Она полностью взяла на себя заботу о нем. В 1931 году они поженились. Жили бедно, трудно, зато в мире и согласии.
Оглядываясь на пройденный путь, А.Белый особо выделял из 17 книг, выпущенных за границей, поэму «Госсолалия» - о космических смыслах звуков человеческой речи. С годами его работоспособность и творческий накал не пошли на убыль. После возвращения домой он полностью переключился на прозу. Но Белого почти не печатали. А в ящиках письменного стола росли стопки рукописей московской эпопеи. Эпический роман о Москве не сложился, были написаны только две первые части 1-го тома – «Московский чудак» и «Москва под ударом», а из задуманного 2-го тома – «Маски». А не сложился он потому, что писатель стремился развернуть в ней панораму истории, лишившейся смысла.
Все последние годы Белый вдохновенно работал над замечательным мемуарным циклом в трех томах – «На рубеже двух столетий» (1930), «Начало века» (1933) и «Между двух революций» (1934), в котором ему удалось запечатлеть на фоне яркой культурной жизни эпохи ее главные исторические вехи.
Пройдут десятилетия, и ассоциативный строй прозы А.Белого, ее слог и ритмику возьмут на вооружение в своих бессюжетных романах такие букеровские лауреаты, как В.Аксенов, М.Шишкин, В.Пелевин, А.Терехов. А поздние филологические исследования Белого по стиховедению и поэтической стилистике окажут во многом определяющее влияние на формалистскую и структуралистскую литературоведческие школы в СССР.
Как и в начале, а затем в середине творческого пути, критика считала его то гением, то бездарем. Одни видели в произведениях Белого откровения, другие – полный бред. Он оказался неудобен формирующейся литературе «социалистического реализма», и под конец жизни писателя, по указанию свыше, просто предпочли замалчивать. (Та же участь постигла Булгакова.) Но при всем этом Максим Горький очень ценил его и называл его творчество единым миром, планетой.
8 января 1934 года Борис Николаевич умер на руках своей жены от паралича дыхательных путей, полгода не дожив до Первого объединительного съезда писателей страны, загнавшего их всех в унифицированный Союз. Перед смертью просил Клодю почитать ему раннее стихотворение о «золотом блеске», где предсказал собственную судьбу. Похоронили Андрея Белого на Новодевичьем кладбище в Москве. К могиле ведет узкая тропинка, упирающаяся в высокий круглый постамент с покрытой каменной вуалью символической урной – из сборника «Урна».
Вдова поэта стала хранителем и исследователем огромного и до сих пор еще мало освоенного литературного наследия мужа, включающего литературные отрывки, наброски и тысячи интереснейших писем, выпустила книгу воспоминаний о нем.
В сохранившейся квартире на Арбате, в которой родился, прожил первые 26 лет жизни и которую всегда считал своим настоящим домом Андрей Белый, открыт мемориальный музей. Давно издан в «золотой» серии «Литературных памятников» роман «Петербург». Неоднократно издаются и переиздаются другие романы, сборники стихов и мемуарные произведения этого уникального поэта и прозаика. Он будет востребован всегда и вознаградит вдумчивого читателя волнующими открытиями.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
«Россия держится на слове»
Лучшие краеведческие экскурсии