Навстречу огненным стрелам

Юрий Осипов|4 Октября 2018, 12:34
  • В закладки
  • Вставить в блог

Судьба железная задавит дни мои.

            Судьба железная: верни ее – верни!

            .............................................................

            Мы искони одни: над нами замкнут круг.

            Мой одинокий, мой далекий друг...

 

Ася Тургенева канула в прошлое. В жизни Бориса Николаевича появилась тихая, ласковая женщина – Клавдия Николаевна Васильева, Клодя, как ласково называл ее писатель. Она полностью взяла на себя заботу о нем. В 1931 году они поженились. Жили бедно, трудно, зато в мире и согласии.

Оглядываясь на пройденный путь, А.Белый особо выделял из 17 книг, выпущенных за границей, поэму «Госсолалия» - о космических смыслах звуков человеческой речи. С годами его работоспособность и творческий накал не пошли на убыль. После возвращения домой он полностью переключился на прозу. Но Белого почти не печатали. А в ящиках письменного стола росли стопки рукописей московской эпопеи. Эпический роман о Москве не сложился, были написаны только две первые части 1-го тома – «Московский чудак» и «Москва под ударом», а из задуманного 2-го тома – «Маски». А не сложился он потому, что писатель стремился развернуть в ней панораму истории, лишившейся смысла.

Все последние годы Белый вдохновенно работал над замечательным мемуарным циклом в трех томах – «На рубеже двух столетий» (1930), «Начало века» (1933) и «Между двух революций» (1934), в котором ему удалось запечатлеть на фоне яркой культурной жизни эпохи ее главные исторические вехи.

Пройдут десятилетия, и ассоциативный строй прозы А.Белого, ее слог и ритмику возьмут на вооружение в своих бессюжетных романах такие букеровские лауреаты, как В.Аксенов, М.Шишкин, В.Пелевин, А.Терехов. А поздние филологические исследования Белого по стиховедению и поэтической стилистике окажут во многом определяющее влияние на формалистскую и структуралистскую литературоведческие школы в СССР.

Как и в начале, а затем в середине творческого пути, критика считала его то гением, то бездарем. Одни видели в произведениях Белого откровения, другие – полный бред. Он оказался неудобен формирующейся литературе «социалистического реализма», и под конец жизни писателя, по указанию свыше, просто предпочли замалчивать. (Та же участь постигла Булгакова.) Но при всем этом Максим Горький очень ценил его  и называл его творчество единым миром, планетой.

 

8 января 1934 года Борис Николаевич умер на руках своей жены от паралича дыхательных путей, полгода не дожив до Первого объединительного съезда писателей страны, загнавшего их всех в унифицированный Союз. Перед смертью просил Клодю почитать ему раннее стихотворение о «золотом блеске», где предсказал собственную судьбу. Похоронили Андрея Белого на Новодевичьем кладбище в Москве. К могиле ведет узкая тропинка, упирающаяся в высокий круглый постамент с покрытой каменной вуалью символической урной – из сборника «Урна».

Вдова поэта стала хранителем и исследователем огромного и до сих пор еще мало освоенного литературного наследия мужа, включающего литературные отрывки, наброски и тысячи интереснейших писем, выпустила книгу воспоминаний о нем.

В сохранившейся квартире на Арбате, в которой родился, прожил первые 26 лет жизни и которую всегда считал своим настоящим домом  Андрей Белый, открыт мемориальный музей. Давно издан в «золотой» серии «Литературных памятников» роман «Петербург». Неоднократно издаются и переиздаются другие романы, сборники стихов и мемуарные произведения этого уникального поэта и прозаика. Он будет востребован всегда и вознаградит вдумчивого читателя волнующими открытиями.

 



  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 9-м номере читайте о красавицах пушкинской эпохи вдохновлявших  великих поэтов и живописцев¸ которые, в свою очередь, увековечивали их в своих полотнах и произведениях, о закрытой полицией первой выставке французского художника Амедео Модильяни, о создателе фильмов, вошедших в золотой фонд отечественного и мирового киноискусства, режиссере Алексее Германе, о прекрасной поэтессе Веронике Тушновой, о таинственном дневнике Михаила Михайловича Пришвина, новый детектив Ларисы Королевой «Шоу толстушек» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этой рубрике

Династия Шмариновых: три поколения в искусстве

Почему трудно быть сыном известного художника, «Смене» рассказал Алексей Шмаринов

Прекрасная литвинка

Великая княгиня Елена Глинская

Городские легенды

Каждый российский губернатор мечтает сделать свой регион привлекательным для туристов. Пока одни строят спортивно-развлекательные комплексы, другие «раскручивают» народные мифы