На сцене больничная палата. Где - то за окном надрывается сирена воздушной тревоги. На одной из коек лежит летчик Алексей Мересьев. Тяжелое ранение приковало его к постели.
На лице юноши мучительное раздумье, тревога: сможет ли он преодолеть свой недуг, вернуться к любимому делу, встать в строй бойцов, ведущих ожесточенное сражение с врагами Родины?
Мересьев внимательно смотрит на лежащего рядом комиссара Воробьева. И вдруг тот тихо произносит:
- Не робей, Алешка... Раз пошел в атаку, с полдороги не поворачивай назад. Ну, а если невмоготу, песню затяни, помогает. Я, брат, с песней всю жизнь прошел...
Комиссар, превозмогая боль, начинает петь. И вот в голосе подпевающего ему Мересьева уже слышится решимость и упорство.
Мужайся, товарищ,
Не трусь никогда,
Отважному сердцу
Беда - не беда!
Те, кто находился в этот вечер в зрительном зале, вместе с героями спектакля стали свидетелями мужественного, героического подвига настоящего советского человека, пережили горечь утрат, радость побед. А когда опустился занавес, зрители, взволнованные встречей с давно любимыми героями книги Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке», горячо поздравили режиссера Ф. Лещенко, исполнителя главной роли и автора инсценировки Теодора Лондона и всех актеров с большой творческой победой. «Наш театр» - эти слова сейчас часто можно услышать в молодом социалистическом городе Дзержинске, выросшем там, где когда - то была захолустная деревенька Растяпино.
В 1946 году дзержинцы торжественно отпраздновали рождение своего драматического театра. Молодежь трудилась на предприятиях города, строила его дома, создавала проспекты, скверы.
И не случайно одной из первых постановок театрального коллектива была инсценировка романа А. Фадеева «Молодая гвардия». А когда в городе решили строить новое помещение для театра, первыми на этот призыв откликнулись юноши и девушки. Руками комсомольцев в тенистом парке было воздвигнуто большое, украшенное колоннадой и скульптурами здание.
В день, когда наша страна отмечала ХХХ - летие ВЛКСМ, впервые распахнулись двери нового театра, который получил имя Ленинского комсомола.
Выступая на торжественном вечере, режиссер Ф. Лещенко от лица творческого коллектива сказал:
- Нашим ответом молодежи города будет создание героического спектакля о тех, кто сидит сегодня в зрительном зале, кто совершает чудесные подвиги во славу народа.
И вот сейчас это обещание выполнено: театр поставил спектакль «Настоящий человек».
... Мысль создать пьесу по книге Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке» возникла у Теодора Лондона сразу же после выхода повести. Его увлекла героическая судьба отважного летчика.
Перечитывая книгу, он все больше убеждался, что ему следует попытаться воплотить свой замысел не только как драматургу, но и как актеру.
Обычно зритель видит на сцене лишь результат труда актеров, режиссера, художника. Подчас кажется, что сама собой пришла легкость и точность исполнения ролей, без особых усилий возник тот необыкновенный творческий подъем, который отличает подлинное произведение искусства. Но дзержинцы хорошо знали, как много трудностей преодолел коллектив театра на пути к заветной цели. Некоторые из них сами были свидетелями и участниками создания этого спектакля.
Весть о том, что театр готовит пьесу об Алексее Мересьеве - любимом герое советских людей, - облетела весь город. В театр стали приходить незнакомые люди и предлагать помощь. Инженер Горянский принес унты, сохранившиеся у него еще со времен войны.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
«Славянское чудо»