«Наш труд и поиск – тебе, Отчизна!»

В Михайлова| опубликовано в номере №990, август 1968
  • В закладки
  • Вставить в блог

Под таким девизом почти весь июль в московском Центральном выставочном зале учащиеся профессионально - технических училищ — лучших из пяти тысяч, готовящих рабочие кадры, — отчитывались в своей работе. Около полутора тысяч экспонатов «населяли» внушительных размеров залы. Рабочие, ученые, школьники, инженеры, педагоги с беспредельным интересом следили за работой электронно-механического экскурсовода — робота «Сибиряк-2», родившегося в училище № 22 гор. Омска. Снова и снова возвращались к экспонатам городских профтехучилищ № 22 гор. Загорска и № 40 гор. Иркутска — классам программированного обучения. А работа воспитанников Таганрогского ПТУ № 22 — изящная, эффектно действующая модель участка железной дороги с программным управлением беспрекословно признана «экспонатом № 1». Создавали ее несколько десятков участников кружков автоматики и телемеханики, железнодорожного транспорта, электровозного, радио- и электротехнического. Не день и не месяц трудились ребята — каждая деталь требовала тончайшей, ювелирной работы. И коль удалось таганрогским ребятам их творение, то можно смело говорить о том, что учителя — старший мастер В. П. Тимошков, мастера И. С. Туру-лев, Т. Т. Мухин, Г. Л. Ганзенко и другие — выполнили одну из важнейших педагогических задач в системе профессионально-технического образования — привили вкус к техническому творчеству будущим рабочим.

...Жене Голикову, «хозяину» действующей модели блока вагранок чугунолитейного цеха, сработанной кружковцами ПТУ № 1 гор. Орла, почти без передышки приходилось разъяснять замысловатое для непосвященных устройство, и казалось безнадежным увидеть его вне окружения любознательной толпы. Все же удалось выяснить, что участник Всесоюзной выставки технического и художественного творчества учащихся профтехобразования Евгений Голиков, паренек из деревни с Орловщины, в ПТУ проучился один год, ждет не дождется того момента, когда самостоятельным рабочим придет на завод. О профессии слесаря-сборщика он, отличник и в школе и в училище, мечтает не меньше, чем московские «пятерочники» — о медицинском или авиационном вузах. И еще не умея сформулировать свою привязанность к рабочей специальности, Женя говорит коротко: «Очень люблю собирать». Глядя на модель — бесконечное переплетение труб и тру-

бочек, проводков, движущиеся ковши, электрические вспышки, — чувствуешь, какой глубокий смысл вкладывает он в это «люблю собирать». Точность и размах мысли воплотить точными движениями собственных .рук в точно действующий механизм — вот что значит «собирать» для учащихся, увлеченных техническим творчеством.

Экспонаты, представленные на выставке, не были лишь образцами для показа и любования — каждый в конечном итоге имел практическое значение: первая в стране установка «Профессия-6» для программированного производственного обучения (ПТУ № 2 гор. Мытищи, Московской области), макеты нефтяных вышек н шахт, управляемые модели машин и станков, сделанные учащимися в кружках технического творчества, стали и незаменимым наглядным материалом на занятиях. Стали ступенькой в мир передовой техники, в мир изобретений.

Гена Фионов, выпускник училища № 1 гор. Свердловска, небольшого роста, шустрый и быстроглазый, с доброй, обаятельной улыбкой, безотказно нажимал кнопки на ручном пульте управления, и эффектный красавец — шагающий экскаватор то, тихо позвякивая тросами, плавно поводил стройной «шеей», то неторопливо передвигал свое мощное тело. Разумеется, шагающий привлекал всеобщее внимание, и самые любопытные узнавали, что свердловчане привезли на выставку управляемую модель гигантов, рождающихся на «Уралма-ше»: объем ковша (25 кубометров), длину стрелы (100 метров) и соответственно все прочие габариты пришлось уменьшить в 25 раз. Что в мастерских училища около 150 ребят делали детали, собирали модель. Что руководил ими заслуженный мастер Сергей Степанович Белов. Что в училище № 1 самые лучшие артисты, самые результативные спортсмены. Что... Словом, подобных «что» было много.

Гена и его товарищи, демонстрировавшие шагающий экскаватор и другой, для вскрышных работ, — истинные энтузиасты технического творчества. По заводским чертежам ребята делали точную копию экскаватора. Работа шла полным ходом, когда возникла идея изменить конструкцию поворотного механизма. Продумали — сделали. А потом в ученическое ОКБ обратились конструкторы и попросили дать им чертежи узла, разработанного учащимися. Заводская конструкция была усовершенствована.

Всесоюзная выставка технического и художественного творчества показала, что на сотни заводов страны из профтехучилищ ежегодно приходят молодые рабочие, соединяющие в себе полет воображения и трезвый технический расчет. В прошлом году учащиеся профтехучилищ стали авторами почти десяти тысяч технических новшеств и усовершенствований, что сберегло стране восемь миллионов семьсот тысяч рублей. Вот почему выпускники училищ (каждый третий или четвертый рабочий — в разных отраслях промышленного производства по-разному) составляют сегодня ядро рабочего класса страны, и совершенно закономерно, что более двухсот пятидесяти воспитанников системы профтехобразования удостоены звания Героя Социалистического Труда, более тридцати — лауреаты Ленинской и Государственных премий.

Но не только для того, чтобы отчитаться, устроена выставка. Ее главная цель — показать блестящие возможности профтехшколы в формировании молодого рабочего, познакомить молодежь с самыми различными рабочими профессиями. Не найдется, видимо, ни одной области промышленности, где бы не трудились выпускники ПТУ, — в железнодорожных мастерских и на мебельных фабриках, на машиностроительных заводах и предприятиях общественного питания, в артелях по плетению кружев и резьбы по дереву. Выбор велик — на разные вкусы. Более двух миллионов учащихся насчитывают наши ПТУ, тысяче ста специальностям обучают в них. Обязательно заинтересуют выпускников школ и новые, более сложные специальности, появившиеся в ПТУ, — наладчик оборудования полупроводникового производства, испытатель электровакуумных приборов, специалист по обработке алмазов. Выставка поможет выбрать специальность, она раскрыла не только возможности профессиональной подготовки, но рассказала и о том, как увлекательна и многообразна жизнь в ПТУ (стоило только посмотреть концерты художественной самодеятельности, фотографии и т. д.).

...Мальчишка лет двенадцати, остановившись возле какой-то — теперь уже не помню точно — модели, с отчаянным восторгом и безграничной наивностью поделился с товарищами: «Если бы можно было что-то выбрать и взять себе, я бы забрал все».

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены