Город акробатов

А Кулаков| опубликовано в номере №990, август 1968
  • В закладки
  • Вставить в блог

На XXIV чемпионате СССР по акробатике, проходившем недавно в Киеве, золотые медали в прыжках на дорожке завоевали Василий Скакун и Наталья Тимофеева, в прыжках на батуте — Игорь Токарь. Все — из Ставрополя. До полного комплекта золотых медалей в прыжковых видах ставропольцам не хватило только одной — в женских прыжках на батуте.

Есть у нас в стране города, где привился, вырос до больших высот и стал традицией и гордостью города определенный вид спорта. Так, Воронеж славится гимнастами, Бердичев — прыгунами в высоту, Шахты — тяжелоатлетами. А Ставрополь — город акробатов. Причем любопытно, что из всех акробатических видов здесь популярны только прыжки.

Тренировка с петухами

В серой пелене раннего осеннего утра, когда на улицах еще не было ни души, к одноэтажному зданию с высокими окнами подошла группа людей. Вид у них был подозрительный, они о чем-то шептались, потом один из них очутился на плечах у сообщников, дотянулся до форточки и исчез в темноте дома. Тут же окно распахнулось и впустило внутрь всю честную компанию. Преступление свершилось?

Да! Нигде не зарегистрированная группа акробатов провела незаконную, не предусмотренную расписанием тренировку. Случай был исключительный и разбирался местными спортивными властями. Приговор: разрешить «подпольным» акробатам и дальше тренироваться в эти же часы — с 6 до 8 утра, выдать старшему из них ключ от двери. В другое время, сказали, увольте, пустить не можем: видов спорта много, а зал один.

Эта анекдотическая история случилась в Ставрополе давно — в 1951 году. Но, отклонясь от хронологии событий, скажем, что тренировки с петухами продолжались до последнего времени. Двукратный чемпион СССР и обладатель кубка страны Василий Скакун рассказывал мне:

— Мы привыкли. Встаешь в пять утра, идешь на тренировку. Зимой так совсем темно! По дороге стягиваются ребята, взрослые и малыши... Народу всегда собиралось много.

Так было с осени до весны, до первых теплых дней. Тут зал уже был не нужен, с этого времени для акробатов раздолье — опилочная дорожка, или, говоря цирковым языком, манеж.

Мистер Прыгун

Корни акробатики уходят в седую старину веков. Об этом гласят рисунки на вазах из Древнего Крита и наскальные изображения гробниц египетских фараонов. Но спортивная акробатика родилась всего три десятилетия назад. В 1939 году в Москве состоялся первый чемпионат СССР, который, кстати, был и первым в мире соревнованием по этому виду спорта. Недавно я беседовал с победителем того, первого первенства, заслуженным тренером СССР Владимиром Ивановичем Леоновым. Вспоминая свое «лихое» время, он вздохнул: «Лучшие прыгуны тогда были в силу сегодняшнего первого разряда. А на акробатов цирка мы смотрели как на чародеев».

Спортивная акробатика зародилась на базе самодеятельных цирковых кружков. Но, взяв у цирка его традиционные жанры: прыжки на земле (по-цирковому — в партере), парные выступления (силовые и смешанные пары) и групповые (четверки), спортсмены «оформили» акробатику по законам гимнастики: строгие требования к чистоте и точности и обязательные для всех участников вольные упражнения — проверка разносторонней подготовки и культуры движений. Эта структура спортивной акробатики сохраняется и до сих пор. В 1965 году прибавился новый вид — прыжки на батуте. Но о нем у нас еще речь впереди.

До войны прошли два первенства СССР. А третье состоялось только в 1948 году. Чемпионом страны по прыжкам стал киевлянин Леонид Свешников, который первым отважился посягнуть на рекордное достижение цирковых акробатов — двойное сальто.

Человек, который первым в мире исполнил двойное сальто, отмечен в Большой Советской Энциклопедии. Это знаменитый артист русского цирка Иосиф Сосин. Он показал свой чудо-трюк в 1888 году. В 1912 году его достижение повторил другой акробат — сын Сосина Александр. А еще через четверть века двойное сальто выполнил артист советского цирка Дмитрий Маслюков.

А теперь перенесемся на первенство мира по акробатике 1967 года, проходившее в Лондоне. Официальная программа соревнований включала прыжки на батуте, а неофициальная — показательные выступления советских прыгунов на дорожке. Они стали сенсацией чемпионата. Громадный зал, стоя, устроил овацию нашим ребятам. Знатоки акробатики, съехавшиеся со всего мира, были потрясены. «Русские делают на дорожке прыжки, которые мы считали возможными только на батуте», — писал специальный бюллетень чемпионата. Особый успех выпал на долю ставропольца Василия Скакуна, показавшего серию невиданной сложности двойных сальто.

Скакуна признали лучшим прыгуном за всю историю, и международная федерация акробатики присвоила ему высший титул чемпионата: «Мистер Прыгун».

Тысячу раз отмерь

«Мистер Прыгун» — ученик заслуженного тренера РСФСР Михаила Владимировича Страхова. Сейчас в Ставрополе семь акробатических секций, в которых занимается более 200 человек: 50 мастеров спорта, три чемпиона СССР 1967 года и три — 1968-го. Все они считают себя учениками Михаила Владимировича.

18 лет назад Страхов возглавлял на общественных началах маленькую группу таких же, как и он сам, энтузиастов. Это они совершили тогда «преступление» — проникли в зал через форточку.

Страхов был неоднократным чемпионом РСФСР, но сильнейшим в стране ему стать так и не удалось. Этого добился его младший брат Юрий. Пять раз — с 1959 по 1964 годы — Юрий Страхов побеждал на первенстве страны. Ему одному из первых среди акробатов присвоено звание заслуженного мастера спорта.

Юрий был еще в расцвете своих возможностей, когда к Михаилу Владимировичу пришел крепкого склада паренек. Он приехал из окрестного села, где занимался акробатикой в школьной секции. Фамилия у паренька была для акробатики многообещающая — Скакун.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены