Он приехал к нам из недалеких мест - Валерий Кокурин родился и вырос во Владимире. Старый рус-сний город, его деревянные дома с яркими резными наличниками, церкви и соборы - прославленные на весь мир памятники русского зодчества - все это с раннего детства окружало Валерия и, естественно, в будущем стало центральной темой его работ. При этом совсем не обязательно, чтобы на картине были пейзажи Владимира, - «владимирская закваска» чувствуется и в «Суздальских улицах», и в «Площади Ногина в Москве», и в «Борисоглебском монастыре». Понятно, Валерий Кокурин не первооткрыватель в живописи этих священных для русского человека мест. И можно было бы, заметив очередной знакомый силуэт «Ростовского мотива», пройти мимо, но картины Кокурина заставляют задержаться около них. Молодой живописец философски подходит к разработке темы русской старины. Своими работами он как бы утверждает вечность, незыблемость того, что создано руками народных мастеров, что прекрасно по своей форме, что современно в любом веке, в любую эпоху. То, что представил Кокурин на выставку в редакцию «Смены», было лишь предварительными этюдами к его будущей картине о России. Мы видели его «Вечернее солнышко», «Часовню», «Неспокойно» и некоторые другие. Удивляло его умение одушевить знакомые всем крепостные стены, соборы: таинственно поглядывают глазницами бойниц старые крепости, одни кажутся насупленными, настороженными, другие чуть заметно «улыбаются». Все это делает картины В. Кокурина примечательными, вызывает на раздумья. Видимо, этой темой - современный пейзаж небольших русских городов - Валерий живет сейчас, а почувствовал он ее задолго до того, как взял в руки палитру. Интересно, что среднеазиатский цикл, своеобразный по цветово-му решению, все-таки кажется не совсем удавшимся художнику. И это - лишнее подтверждение того, что В. Кокурин счастливо нашел свою «золотую жилу» и теперь ее разрабатывать ему долгие годы. Работы В. Кокурина уже побывали на международных выставках в Париже и ГДР, в Москве на выставке «Советская Россия». Его картины экспонировались и в одном из выставочных залов Союза художников вместе с работами двух других владимирских живописцев, друзей Валерия, - Владимира Юкина и Кима Бритова. Путь Валерия Кокурина в живописцы был трудным. Рисовать он учился в студии при Доме народного творчества. После армии вернулся во Владимир. Первые самостоятельные работы Валерия__пейзажи - обратили на себя внимание «кокуринским» ощущением цвета, свежестью, своеобразным решением темы и выделили Кокурина из многочисленной армии любителей. Ему помогли Юкин и Бритов. Московские живописцы Стожаров, Туту-нов, Игорь Попов, Шеванд-ронова, Брагинский были учителями Кокурина в течение нескольких месяцев в Доме творчества художников под Переславлем-Залесским. Главным в жизни и работе В. Кокурина остается его стремление по-своему раскрыть образ России. В этом его счастье.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
6. «Союз борьбы...» (1895, сентябрь-декабрь)